Маркетплейсы в Беларуси: крупные игроки и перспективы развития
О самых крупных игроках на белорусском рынке маркетплейсов, этапах развития виртуальной торговли, тенденциях и ожиданиях участников электронной коммерции рассказал эксперт компании «Первый Бит» по автоматизации бизнес-процессов по работе с маркетплейсами Александр Калиман.
На каком этапе развития маркетплейсов находимся мы сейчас
Мы сейчас находимся на ступени развития маркетплейсов, которую Китай прошел 7-8 лет назад. Китай уже находится на том этапе развития, когда на каждую, даже специфическую отрасль, есть свой маркетплейс: стоматология, строительная сфера, зоотовары и прочее, мы же, в свою очередь, только движемся в этом направлении.
Основную долю рынка на данный момент делят между собой крупные игроки: Wildberries, Ozon, Сбермегамаркет.
Что поспособствовало развитию маркетплейсов
Главным образом, развитию маркетплейсов поспособствовал ковид.
Маркетплейсы существовали задолго до сложной эпидемиологической ситуации, но именно в период пандемии люди распробовали данный вид торговых площадок: онлайн-шопинг доступен круглосуточно, покупки не отнимают много времени (с помощью фильтров процесс выбора становится удобным и понятным), для того, чтобы получить свою покупку не обязательно выходить из дома, к тому же, на маркетплейсе можно найти всё: от продуктов питания до крупной техники.
Таким образом, пандемия сформировала некий тренд на маркетплейсы.
Самые популярные ниши товаров на маркетплейсов в 2023 году
Безусловно, самыми популярными категориями товаров являются бытовые: одежда, обувь, аксессуары, детские товары, парфюмерия и бытовая химия.
Но важно также отметить, что в последнее время появился тренд на крупную технику. Товары данной категории стремительно набирают популярность.
С какого маркетплейса селлеры обычно начинают продажи и почему
Wildberries и Ozon – самые крупные игроки на российском рынке, у них самые отработанные схемы работы с селлерами и понятная, простая политика для выхода на торговую площадку.
Статистика показывает, что подавляющее большинство селлеров сначала заходят на Wildberries (там самая понятная и прозрачная политика при работе с селлерами), там они захватывают часть аудитории, а потом уже масштабируют свою торговлю на Ozon и затем постепенно на другие площадки в зависимости от товарных групп.
Есть ниши товаров, которые не так хорошо заходят на Wildberries, а лучше на Ozon, поэтому селлеры видят смысл присутствия на обеих площадках.
Как будут развиваться маркетплейсы в будущем
Развитие маркетплейсов будет происходить по двум направлениям: стандартному и узкоспециализированному. Стандартное направление подразумевает собой рост селлеров на крупных площадках до 85%. Также будут наращивать обороты узкоспециализированные маркетплейсы, как это происходит Китае. На данный момент уже есть крупные представители этого направления: например, маркетплейс товаров для детей Акушерство.ru, а также Леруа Мерлен – маркетплейс товаров для строительства и ремонта. В свою очередь, проект Сбербанка и Группы компаний «Р-Фарм» – EАПТЕКА также имеет отношение к развитию узкоспециализированных маркетплейсов, хотя на данный момент, это скорее подразумевает собой формат интернет-магазина, но уже лежит именно в направлении плоскости профилированных маркетплейсов.
Стоит также отметить, что сегодняшний день на старте находятся маркетплейсы для сферы b2b. Есть вероятность, что к 2025 году начнется активное использование маркетплейсов в качестве эффективного инструмента для ведения бизнеса в оптовом сегменте.