Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Финансы
14.04.2023 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Максим Никулин: «Финасовый аналитик не решит все проблемы, но укажет нужный путь»

Максим НИКУЛИН

Эксперты фиксируют в последнее время спрос на финансовых аналитиков. Проблема в том, что эту специальность нельзя получить в вузе – таких факультетов или кафедр просто нет. О необходимости и перспективах профессии мы поговорили с ведущим аналитиком, главным экономистом крупнейшей российской финансовой компании Максимом Никулиным.


– Максим, первый вопрос сразу в лоб: чем плох простой бухгалтер?

Бухгалтер сам по себе совершенно не плох. Но он просто проводит информацию по документам и готовит базу для будущей статистики по работе компании. Данная информация крайне важна, но она не поможет предпринимателю понять перспективы бизнеса и смоделировать дальнейшее развитие.

– Чем тогда занимается финансовый аналитик? Почему раньше обходились без него?

– Раньше финансовый аналитик был менее востребован, так как редко деятельность компании выходила за пределы нескольких городов. Состав общества был примерно понятен, и запросы тоже не вызывали дискуссий. Объем спроса и предложений тоже был намного меньше. Сейчас компания может работать на всю планету, и анализ информации о потребностях, расходах на производство и доставку выходят на первый план. Этим и занимается финансовый аналитик.

– А с чем могут столкнуться руководители компаний, где таких специалистов нет?

– Очень часто руководители путают финансовую статистику, назначение которой в том, чтобы показать, что было в прошлом, и построить возможный тренд на будущее, с аналитикой – это когда анализируются не только точки продажи, но и целый ряд внешних факторов. При этом строятся паттерны и учитываются еще и различные прогнозы развития – будь то инфляция, реальные доходы, закредитованность и тому подобные официальные данные.

– С чем вы, как финансовый аналитик, сталкиваетесь на практике?

– Обычно это анализ точек продаж. Необходимо проанализировать место и понять, насколько оно прибыльно, и можно ли уже существующую точку сделать прибыльной. Сейчас приходится перестраивать многие паттерны и внедрять дополнительные массивы данных. Я работаю с данными, и всегда совместно с бизнесом. Мы дополняем друг друга и методом проб и ошибок находим решение. Но иногда случается работать и с фундаментальными вопросами. Например, раньше я считал, что средний доход в городе влияет на продажи, и строил паттерны больше со смещением в этом направлении. Но потом случилась пандемия, и такой подход оказался более не актуален, так как многие уехали из крупных городов и после окончания самоизоляции не стали возвращаться. В результате я пересмотрел подход и добавил метрику от среднего чека в магазине питания, поскольку именно он стал показывать более точные показатели – рост иногда доходил до 30%.

– Расскажите, какими методами вы пользуетесь в своей работе?

– В основном я внедряю алгоритмы анализа данных и их взаимосвязи, то есть главное для меня – возможность работать с большим объемом информации и увязывать между собой полученные данные. Например, мы анализируем выдачи кредитов, накладываем на это все динамику роста доходов населения, роста экономики, открытие новых торговых центров, ввод домов в эксплуатацию, динамику путешествий и праздников. В результате получаем динамику из разных данных, которую потом на длительном диапазоне рассматриваем и строим определенные паттерны, срабатывание которых с определенной вероятностью должно привести к росту или падению продаж.

– То есть вы с нуля создаете уникальные данные для каждой конкретной компании, правильно я понимаю?

– Да, в этом и заключается моя работа. Моя роль как аналитика – найти паттерны в данных, описать их, проверить на истории и проконтролировать их внедрение в регулярную отчетность. То есть в результате мы увидим событие, и как оно может повлиять на работу. Например, в России праздники раньше длились 4 дня, наблюдалось такое-то изменение спроса за неделю до и неделю после. А в этом году появились изменения: праздничные выходные уже 3 дня, следовательно, иначе изменяется и матрица спроса. Казалось бы, мелочи, но они очень существенны и влияют на всю картину в целом. Это важно уметь видеть.

Мой вклад в эффективность компании состоит в том, чтобы уйти от финансовой статистики и внедрить прогнозные аналитические отчеты, направленные на поиск проблем во внутренних и внешних бизнес-процессах, улучшение понимания работы бизнеса в конкретном направлении / магазине / сервисе для повышения прибыли компаний или оптимизации уже действующих процессов. Исходя из текущего состояния дел, мои разработки оценены и используются лидерами рынка. Думаю, потому меня и удостоили в 2022 году награды The Best Business Awards в номинации “Лучший эксперт по аналитическим методам построения отчетности для повышения прибыли”.

– Максим, расскажите на своем примере, как стать финансовым аналитиком: где учиться, что изучить дополнительно?

– У меня два высших образования, но само наличие диплома, как и в любой другой сфере, не говорит ни о чем. Для анализа важно не наличие высшего образования как такового, а умение делать выводы и находить взаимосвязи. Я бы рекомендовал обратить внимание на логику программирования – она учит последовательности, и на аналитические обзоры различных экономистов на ютьюбе, профильные книги. Но как и везде, это приходит с опытом. Опыт и навыки – важнее любых образований и дипломов. Главное, хотеть их получать и стремиться к этому. Кроме того, я никогда не забываю изучать что-то новое, современные методы, всегда нужно быть в тренде.

– В вашем послужном списке – крупнейшие российские компании. Можете рассказать о своей карьере?

– Работать я начинал в банке, занимающем 28-ю строчку в рейтинге по ключевым показателям деятельности, а продолжил карьеру в номере 2 по всей России. За это время я понял, что в России очень часто аналитики выполняют работу статистиков, то есть просто готовят информацию с простыми статистическими выводами за определенный период и предоставляют ее руководству. Я посчитал данное направление аналитики не жизнеспособным. Вместо того чтобы широко анализировать информацию по рынку и потребительскому спросу или сегменту и искать взаимосвязи, аналитики просто выгружали и предоставляли данные. Я начал работу с данными более предметно, смотрел каждое отделение на предмет проходимости (сколько людей проходят мимо него), какие магазины, фирмы или социальные объекты есть поблизости, какая экономическая и социальная ситуации происходит в регионе.

– Это и позволило вам сформировать свой уникальный метод построения отчетности, который дает возможность не просто вести учет, а довольно точно прогнозировать события? От специалистов слыхала, что такой точностью не может похвастать ни одна ранее существовавшая система. Что Вы считаете основой своей разработки?

– Главный подход в моем методе – максимальное использование текущих данных организации в совокупности с открытыми внешними данными, такими как уровень безработицы, данные закредитованности населения, среднемедианная кривая доходов населения, наличие и адреса крупных торговых центров, данные о погоде, демографии, наличии учебных заведений, количество открываемых и закрываемых бизнесов, специфичных праздниках, характерных для данного региона / города / области, и прочими доступными данными.

– Ваша разработка была с успехом внедрена в крупнейшей компании-разработчике мобильных расточно-наплавочных комплексов, известной сети спортивных товаров и даже в банке с самой обширной сетью отделений и клиентской базой в России. Правда ли, что рост продаж достигал 40%?

– Да, такой показатель был как раз у предприятия по металлообработке. Там я участвовал в разработке и построении финансовой и управленческой отчетности. Синхронизирование расходной части с доходной, построение и выявление взаимосвязи расходно-доходной части позволило оперативнее выйти на прибыльные показатели, открыть представительство в Евросоюзе и внедрить там же систему отчетности и план-факторный анализ для выявления взаимосвязей между расходной и доходной частью бизнеса. Построив аналитическую модель, мы увидели высокий процент работы с текущей базой клиентов и небольшой приток новых, а рекламные акции в интернете или профильных сайтах и журналах не давали нужного результата. Я рекомендовал попробовать рекламу через обучение ремонту техники и короткую презентацию продуктов компании. Специалист выезжал на места и обучал ремонтировать простые поломки, а начальник имел возможность пообщаться с руководством компании. В итоге дополнительно сформировалась база клиентов с личным знакомством со специалистами и руководителями компании. А это положительно влияло на вероятность обращения повторно именно к ним.

А как ваше сотрудничество с сетью спортивных магазинов позволило ей обойти своего основного конкурента, зарубежную компанию с мировым именем?

– Там под моим руководством была выстроена система аналитической и управленческой отчетности, которая учитывала время пребывания товара в магазине, процент брака и процент возврата товара, дополнительно были учтены такие факторы, как цвет, размер, марка одежды. На выходе – оптимизированы поставки под запросы конкретного магазина, что способствовало улучшению ассортиментной матрицы и снижению нагрузки на складские помещения. Рискну предположить, что такой скрупулезной работы ранее не проводилось на этом рынке. Дополнительно были проанализированы онлайн-продажи, и товары, которые чаще остальных заказывались в магазин, по моей рекомендации включили в ассортимент. Все это позволило сети спортивных товаров увеличить свое влияние на рынке и выйти в лидеры.

– Максим, я уверена, что такие идеи могут прийти в голову исключительно эрудированному человеку с нестандартным типом мышления. Посоветуйте книги и пособия для начинающих финансистов – те, которые помогли вам сформировать креативное мышление.

– Во-первых, это книга «Разумный инвестор» Бенджамина Грэма – ее, мне кажется, должен прочитать каждый. Во-вторых, «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки – книга дает понимание возможностей. Да, жизнь будет сложнее, но и результат другой и более весомый. Можно еще почитать биографии выдающихся людей. Мой выбор – Арнольд Шварценеггер и Барак Обама. Арнольд прошел три пути: профессиональный спортсмен, популярный актер мирового уровня и губернатор штата. Для меня это человек, который не стоял на месте, любил свое дело и прилагал усилия. Он приехал в другую страну и сделал в ней себя сам. Барак Обама – президент США, мне интересен его опыт продвижения к этой должности, общение с лидерами всех стран. У него тоже есть чему поучиться и что осмыслить. В целом хочу сказать так: читайте биографии известных людей, которыми вы восхищаетесь. Они передают вам свой опыт длиною в жизнь, и вам не надо проходить его, можете брать и пользоваться. Главное, делать это с умом и после тщательного анализа.

Беседовала Валентина НИКОЛАЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений