Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Туризм
17.03.2015 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЛОГИКА РУБЛЕВОГО ТУРИЗМА©

Запрет на оплату в валюте туристических услуг приведет к подорожанию туров в белорусских рублях примерно на 7%, а сам рынок туруслуг из-за девальвации и снижения доходов населения может сократиться на 30%. Такое мнение в интервью «ЭГ» высказала генеральный директор туристической компании Solvex Оксана БИЧУН.

Запрет на оплату в валюте туристических услуг приведет к подорожанию туров в белорусских рублях примерно на 7%, а сам рынок туруслуг из-за девальвации и снижения доходов населения может сократиться на 30%. Такое мнение в интервью «ЭГ» высказала генеральный директор туристической компании Solvex Оксана БИЧУН.

— Оксана Анатольевна, как вы оцениваете и прогнозируете ситуацию на туристическом рынке Беларуси накануне сезона—2015?

— Как показывает опыт, белорусов привлекают туры с оптимальным соотношением цены и качества и достаточно лояльным визовым режимом. Анализ спроса на 2015 г. показывает, что лидером продаж остается Болгария. Туры в эту страну популярны на акциях раннего бронирования. К тому же национальную болгарскую визу получить проще, чем шенгенскую. У нас есть постоянные клиенты, которые отдыхают в Болгарии уже 12 лет подряд. Сейчас это вариант для тех, кто не готов к большим тратам на отдых. В этом сезоне наших клиентов ждет ряд сюрпризов — новые курорты, отели, скидки и акции.

Традиционно популярна и Турция, теперь еще и благодаря отсутствию виз для белорусов. Туристы, уже имеющие шенгенские визы, бронируют туры в Испанию, Италию, Грецию, в т. ч. на ее острова. Также пользуется спросом Венгрия — со своим лечебным и экскурсионным потенциалом. Популярны экскурсионные автобусные программы по городам Европы с отдыхом на море. Неожиданно активно в этом году туристы начали интересоваться Абхазией, присматриваются к Грузии и Краснодарскому краю, заменившему Крым. А вот предложения белорусских здравниц, к сожалению, неконкурентны по сравнению с зарубежными курортами.

— Как отражаются на спросе на выездной туризм девальвация и снижение доходов населения?

— Почти месяц мы все ждали перемен. Граждане резко приостановили крупные покупки, поскольку неизвестность — самая большая беда для того, кто планирует свою жизнь. Сегодня ни один добросовестный туроператор не пошел на удорожание тура. Наоборот, все стараются сохранить цены в ранее объявленных пределах.

Надо отдать должное нашим зарубежным поставщикам — они с пониманием относятся к экономической ситуации в нашей стране, считают ее временной и стараются поддержать наиболее уязвимые социальные слои населения. Так, в ходе акции «Золотые годы 55+» люди старше 55 лет, приобретая путевку в Болгарию, могут сэкономить помимо скидки на раннее бронирование еще 15%. Есть акция «2+2=2»: при покупке тура семьей из 4 человек, детям предоставляются бесплатно проживание и питание на весь период отдыха. Греческие партнеры предлагают акции «отели дня» — ведущие гостиницы предоставляют скидки до 50%.

— Насколько привлекательна система раннего бронирования?

— В этом году она очень популярна. По крайней мере до 1 марта приобретение туров выросло на 30%. Это вполне объяснимо: приобретая путевку за 3–6 месяцев до начала тура, клиенты не только экономят до 35–40%, но и гарантированно получают услуги в желаемые сроки. Так, семья из 3 человек, заблаговременно приобретая тур на лето, реально экономит от 400 EUR и выше. В этом году отельеры приготовили множество скидок для белорусов на «раннем бронировании» до конца января. Кто успел приобрести тур в этот период, получил дополнительно к 40-процентной скидке еще 10%. Из-за такого ажиотажа многие отели уже закрыли акцию «раннее бронирование», некоторые продлили ее до 31 марта, а еще часть — до 31 мая, если останутся места.

— Могли бы вы дать прогноз стоимости турпутевок на наиболее популярных маршрутах?

— Сегодня турпредприятия могут предложить круглогодично варианты на любой вкус и кошелек. Например, можно купить тур в Болгарию на летний сезон на 10 дней от 350 EUR (проживание, завтраки, перелет, трансфер), в Грецию — от 450 EUR, в Турцию — от 550 USD с вылетом из Минска. В зимнее время порадовать себя солнцем и теплым морем можно в Египте в пределах около 500 USD с вылетом из Москвы и около 750 USD — из Минска, на Гоа — около 600 USD с вылетом из Москвы.

— Как отразится на работе турфирм запрет на использование иностранной валюты, введенный постановлением Нацбанка от 3.02.2015 № 47?

— Последствия отзыва разрешений Нацбанка на работу с валютой при расчетах с физическими лицами за турпутевки трудно предвидеть. С одной стороны, потребитель защищен государством, а с другой — кто будет спасать туроператоров в сложных условиях? Для них в Беларуси нет ни финансовых гарантий, ни страхования гражданской ответственности. Поэтому все тяготы экономической нестабильности лягут на их плечи.

Замечу, что до сих пор прозрачность работы турфирм во многом обеспечивалась правом легально принимать валюту. Это позволяло гарантировать туристические услуги по объявленной заранее цене, обеспечивать безналичные валютные взаиморасчеты с зарубежными партнерами и с посольствами за консульские сборы. Что нас ждет теперь?

С 1 марта разрешения на проведение валютных операций аннулированы. Это автоматически влечет подорожание туров в белорусских рублях примерно на 7%. Ранее собственная валютная выручка позволяла заблаговременно выкупать квоты в отелях и на авиарейсах, что обеспечивало гарантии туроператору и существенно снижало себестоимость туров, делая их доступнее потребителям. Теперь такой возможности нет — как и логики. Граждане, целый год собиравшие валюту на отпуск, будут вынуждены сдать ее в банки, у которых туроператорам придется ее покупать, неся дополнительные расходы на конвертацию. Получается, что банки больше заработают — за счет туристов и турфирм.

При этом все происходит как раз накануне сезона, когда уже подписаны договоры на предоставление квот в отелях, на авиауслуги, трансферты, начались продажи туров. Кому нужно такое потрясение туристической отрасли? О последствиях можно судить по опыту соседей: в РФ туристский рынок не справился с девальвацией российского рубля. Теперь компаниям на своих сайтах ежедневно придется переводить цены туров в белорусских рублях с учетом ежедневной смены курса валюты. Чтобы за ним следить, нужно дополнительно нанимать специалистов, искать способы минимизировать убытки от курсовых разниц. Но здесь в конечном итоге основная мера защиты — повышение рублевой стоимости выездных туров в белорусских рублях.

Часть наших соотечественников уедут самостоятельно, пользуясь международными системами бронирования или услугами зарубежных турфирм, не связанных валютными ограничениями. Таким образом, можно ожидать спад на белорусском рынке туристических услуг примерно на 30%.

Еще одна проблема расчетов чисто техническая: самая крупная белорусская купюра — 200-тысячная, а туры стоят миллионы рублей. В придачу разрушена давно налаженная практика безналичной оплаты консульских сборов. С 1 марта процедура их оплаты так и не определена.

Таким образом, в белорусском туризме ничего нельзя заранее планировать: только что-то наладишь, тут же грянет новый гром с ясного неба. Но как фирмам, так и нашим потребителям хочется стабильности. И ее гарантом должно быть государство.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений