Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лицензирование охранной деятельности. Что изменилось с 1 октября?

Фото: delo.ua

Вопрос лицензирования охранной деятельности затрагивает повседневную работу множества крупных организаций. С октября т.г. вступает в силу большинство изменений в действующее законодательство, внесенных Указом Президента от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования».

Поскольку данную сферу курирует МВД, субъекты хозяйствования очень внимательно отнеслись к позиции этого силового ведомства в части трактования нового нормативного акта и планируемой правоприменительной практики.

Их озвучил заместитель начальника штаба Департамента охраны – начальник лицензионно-контрольного отделения, полковник милиции Сергей Молчан.

В первую очередь он отметил, что Указ № 326 направлен на устранение избыточного регулирования в сфере лицензирования и упрощение требований, предъявляемых к лицензиатам. Так, с 1 октября 2019 г. пол­ностью отменено лицензирование некоторых видов деятельности, среди которых оказалась и охрана юридическим лицом своих работников и имущества.

Однако это совсем не означает полной свободы в сфере безопасности бизнеса. Организационные и правовые основы охранной деятельности, отношения в данной сфере остались неизменными.

На практике это означает, что условия и правила, а также ограничения при осуществлении охранной деятельности, которые предусмотрены в Законе от 08.11.2006 «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», Указе Президента от 25.10.2007 № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности» и в некоторых других правовых актах, сохраняются. Отмену лицензирования некоторых видов ох­ранной деятельности нельзя рас­сматривать как их полную либерализацию.

Так, оказание услуг в сфере охранной деятельности, охрана общественного порядка юрлицами, не уполномоченными на то законодательными актами, как и ранее, запрещены.

Сохраняется и государственный контроль в данной сфере, естественно, с учетом поставленной Президентом задачи по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности и приданию ей профилактического и предупредительного характера. Среди них в настоящее время особое место занимают мероприятия технического (технологического, поверочного) характера. По результатам их проведения при выявлении на объектах либо территории субъекта нарушений выносится предписание об их устранении в установленный срок.

При этом меры ответственности за обнаруженные нарушения не применяются. Однако только в том случае, если проверяемый субъект выполнит это предписание в указанный в нем срок, устранит обнаруженные нарушения, письменно сообщит об этом в контролирующий орган и даст возможность последнему проверить их устранение.

В противном случае либо при выявлении повторных нарушений (ранее обнаруженных в ходе подобных мероприятий), а также выявлении нарушений, устранение которых невозможно, мер ответственности не избежать.

Полковник также отметил, что все вопросы, связанные с оценкой соб­людения организациями условий и правил осуществления охранной деятельности, ограничений в сфере охранной деятельности (за исключением подлежащих лицензионному контролю) будут решаться в соответствии с нормами постановления МВД от 04.04.2019 № 94 «О порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера».

При этом и после принятия Указа № 326 установленные требования к работникам организаций, ответственным за охрану, и ограничения, налагаемые на них, сохраняются. Речь идет, в частности, об отсутствии судимости у охранников и сторожей, медицинских ограничений, наличии у них жетонов и удостоверений, соблюдении прав и обязанностей, согласовании формы одежды и т.д.

При этом с отменой лицензирования охранной деятельности акцент здесь все больше переносится на руководителей организаций, имеющих ведомственную охрану. Именно на них и подчиненных им начальников подразделений охраны возлагается ответственность за соблюдение установленных требований и ограничений.

Что касается проектирования, монтажа, наладки и техобслуживания средств и систем охраны, то лицензирование этой составляющей работы (услуги) охранной деятельности сохраняется и после принятия Указа № 326. Требования к соискателям лицензии и лицензиатам не претерпели существенных изменений, а контроль, как и ранее, будет осуществляться в форме внеплановых и выборочных проверок. При этом по­следние должны назначаться с учетом критериев оценки степени рис­ка и на основании анализа имеющейся в МВД информации в порядке, установленном законодательством.

Сергей Молчан поделился и планами Департамента на ближайшее время. В первую очередь об изменениях в порядке лицензирования охранной деятельности будут проинформированы все лицензиаты, которых в нашей стране оказалось более 12 тысяч.

Ведь очень многие заинтересованные лица Указа № 326 выхватили из документа лишь слова «отмена лицензирования охранной деятельности», не разобравшись до конца в сути вопроса, поэтому Департаменту придется поработать и над разъяснением нововведений.

Следует также привести другие акты законодательства, затрагивающие этот вид деятельности, в соответствие с принятым Указом. Ну, и текущую работу по проведению мероприятий тех­нического (технологического, поверочного) характера в сфере охранной деятельности никто не отменял.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений