Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Либерализацией по железному занавесу

Фото: pexels.com

Как белорусскому бизнесу адаптироваться к работе в условиях жестких санкций со стороны Запада? В поисках ответа на вопрос Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского начал генерировать предложения по изменению регуляторной среды и призывает белорусские компании подключиться к этому процессу.

Тарасевич
Жанна Тарасевич

Ситуация очень динамичная, а горизонт событий измеряется не сутками, а часами. По многим аспектам экономических отношений с западными партнерами мы уже можем констатировать формирование «железного занавеса». К нашей стране применяют почти те же санкции, что и к Российской Федерации. В том числе введен запрет на расчеты с рядом белорусских банков, приняты секторальные ограничения к горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, деревообрабатывающей промышленностям. Многие западные компании по собственной инициативе разрывают договорные отношения с белорусскими контрагентами.

На микроуровне мы имеем нарушения цепочек в создании добавленной стоимости. Обрывается связь между поставщиками и потребителями, производителями и торговлей. Многие предприятия не могут сформировать даже краткосрочные планы развития и работают интуитивно.

На макроуровне страна столкнулась с очередным витком девальвации, который, помимо прочего, поставил под вопрос возможность успешно погашать валютные долговые обязательства как отдельными заемщиками, так и государством в целом. Ситуацию грозит ухудшить ожидаемое сокращение валютной выручки. Речь не только об экспортерах товаров. Есть риск, что пострадают международные перевозчики грузов, ежегодно приносившие стране до 2 млрд USD выручки. По имеющейся информации, многие IT-компании резко ускорили релокацию и активно вывозят свои коллективы за рубеж. Напомню, валютная выручка этого сектора сопоставима с выручкой перевозчиков.

К какой экономической динамике приведут нынешние пертурбации – никто предсказать не берется, т.к. много факторов находится в зоне неопределенности. Есть опасения, что ВВП существенно сократится. Очевидно также и то, что стране не обойтись без антикризисных мер. Иначе «просадка» может быть жесткой.

Понимая сложность ситуации, БСПН им. Кунявского подготовил и направил в Минэкономики первый пакет предложений, которые, на наш взгляд, способны помочь субъектам хозяйствования адаптироваться к неблагоприятным условиям. Большинство этих предложений связаны с либерализацией и упрощением условий хозяйствования. Мы исходим из того, что предприниматели, особенно микро-, малый и средний бизнес, высокоадаптивны по своей природе.

Но чтобы воспользоваться этим потенциалом во благо экономики, необходимо максимально убрать ограничения. Иначе, не имея разрешительной бумажки, бизнес будет бояться применять нестандартные решения для преодоления вызовов.

Поскольку кризисные явления неизбежно повлекут простои, первый блок сформированных нами предложений касается трудовых отношений. Рекомендуем расширить возможности нанимателей по существенному изменению условий труда работников в части оплаты труда, режима рабочего времени, гарантий и прочего, а также дать возможность в одностороннем прядке инициировать отпуск работников сроком до одного месяца, в т.ч. без сохранения заработной платы.

Мы за значительное сокращение контрольно-проверочной деятельности на период преодоления кризиса. Предлагаем как минимум ввести мораторий на проверки до конца 2022 г., а также запретить контролирующим органам приостанавливать деятельность субъектов хозяйствования по результатам мониторинга, если это не угрожает жизни и здоровью граждан. Кроме того, считаем целесообразным приостановить на два года действие п. 4 ст. 33 НК. Применение данной нормы законодательства крайне спорно и зачастую приводит к банкротству предприятий.

Во взаимодействии бизнеса и власти призываем ускорить упрощение административных процедур, а за самовольное их расширение предусмотреть ответственность должностных лиц вплоть до возмещения упущенной выгоды субъекта хозяйствования. Следует незамедлительно пересмотреть ряд процедур с учетом отраслевой специфики. Например, сокращение поставок материалов, медтехники и изделий медицинского назначения из западных стран можно частично компенсировать импортом из других регионов. Ускорить и удешевить переориентацию поставок можно за счет признания в Беларуси сертификатов регистрации в странах ЕАЭС на такие изделия.

Крайне необходимы меры по совершенствованию расчетов и стабилизации финансового состояния субъектов хозяйствования. При определении размера арендной платы рекомендуем на год заморозить размер базовой арендной величины на уровне 16,9 BYN, а арендодателям частной формы собственности – перевести ставки аренды в белорусские рубли по курсу на 1 февраля т.г. В идеале перейти на расчеты за тепловую и электрическую энергию по факту ее потребления или хотя бы ограничить предоплату в размере 50% от заявленных лимитов. Важно не допустить индексации тарифов на уровень девальвации или вообще «отвязать» тарифы от доллара.

Предлагаем разработать упрощенную систему использования факторинга при поставках продукции торговым сетям, до 30 дней сократить максимальный срок оплаты по договору поставки. Кроме того, субъектам МСП следовало бы разрешить наличные расчеты за приобретение сырья и материалов. Здесь, конечно, важно не переборщить и установить разумные лимиты.

Стабилизация финансового положения также требует корректировки бюджетно-налоговой политики. Мы за предоставление отсрочки по уплате НДС и ввозных пошлин на срок до 180 дней при ввозе сырья и материалов, а также товаров по наиболее уязвимым позициям (критический импорт, медпрепараты). На этот же срок следовало бы предоставлять отсрочку по уплате налогов тем, кто столкнулся с угрозой банкротства или приостановления деятельности. Тем же, кто занимается импортозамещением, предлагаем снизить ставки налога по УСН, а также в целом пересмотреть применение повышающих коэффициентов для налогов на землю и недвижимость. Кроме того, на наш взгляд, назрела необходимость из средств местных и республиканских бюджетов, иных источников поддержать бизнес в виде погашения части процентов по кредитам и лизингу.

***

Всего БСПН им. Кунявского направил в Минэкономики более 30 предложений, и, по нашей информации, большинство из них уже приняты в разработку. В ближайшее время ждем появления рамочного документа, призванного стабилизировать работу экономики, наподобие Указа от 24.04.2020 № 143, который был нацелен на поддержку бизнеса в условиях пандемии COVID-19.

Выработка антикризисных пред­ложений продолжится, и мы призываем компании (не только членов своего союза) присоединиться к процессу. Высылать свое видение антикризисных мер можно на адрес союза: org@bspn.by.

Отметим, что в данной теме мы плотно контактируем с органами власти сразу по трем каналам: Минэкономики, МНС и Администрация Президента. Высокий уровень диалога позволяет рассчитывать на то, что голос бизнеса будет услышан.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений