Финансы
13.01.2004 6 мин на чтение
мин
Купите ГКО, мало не покажется
Инвестиционная деятельность страховщиков во всем мире -- одно из важнейших и высокодоходных направлений работы, за счет ее зачастую покрываются убытки от прямого страхования...Инвестиционная деятельность страховщиков во всем мире -- одно из важнейших и высокодоходных направлений работы, за счет ее зачастую покрываются убытки от прямого страхования.
В Беларуси данная деятельность регулируется постановлением Совмина от 2003-06-16г. N 800, утвердившим Положение о порядке инвестирования страховыми организациями средств страховых резервов, которое устанавливает жесткие рамки их вложения. Так, согласно этому документу страховая организация должна иметь на счетах в банковских учреждениях республики (по видам страхования иным, чем страхование жизни, за исключением доли перестраховщиков в страховых резервах) не менее 10% от общей суммы страховых резервов. При этом в одном банке может быть размещено не более 50% указанной суммы.
Согласно п.3 Положения временно свободные средства страховых резервов могут быть инвестированы в:
-- государственные ценные бумаги (далее -- ГЦБ);
-- ценные бумаги (далее -- ЦБ) Нацбанка;
-- ЦБ местных исполнительных и распорядительных органов;
-- ЦБ юридических лиц Республики Беларусь, в том числе банков (кроме акций страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также векселей, за исключением векселей банков);
-- недвижимое имущество (кроме жилых помещений), а также на капитальные вложения в объекты недвижимости (кроме жилых помещений);
-- драгоценные металлы, за исключением лома и отходов, в соответствии с законодательством, с размещением их в банках республики.
В п.4 установлены ограничения данных вложений. В частности, по видам страхования иным, чем страхование жизни (в процентах от суммы страховых резервов, за исключением доли перестраховщиков) страховщики обязаны соблюдать при инвестировании следующие соотношения:
-- в ГЦБ -- не менее 35%;
-- в ЦБ Национального банка -- не более 15%;
-- в ЦБ банков Республики Беларусь, кроме акций, не более 15%;
-- в ЦБ местных исполнительных и распорядительных органов -- не более 15%;
-- в ЦБ юридических лиц республики (кроме акций страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также векселей) -- не более 15%;
-- в недвижимое имущество (кроме жилых помещений), а также на капитальные вложения в объекты недвижимости (кроме жилых помещений) -- не более 20%;
драгметаллы, за исключением лома и отходов, с размещением средств в белорусских банках -- не более 15% (см.п.4.2).
Имеются и другие ограничения, касающиеся дальнейшей диверсификации инвестиций внутри перечисленных объектов инвестирования, а также порядка инвестирования за рубеж. Однако рассмотрим вышеприведенную формулировку пределов инвестирования в различные объекты внутри республики.
Как видим, в нашей стране объекты инвестирования не отличаются разнообразием, отсутствует свободный рынок ценных бумаг, ограничены сами инвестиционные ресурсы страховщиков. Тем не менее государство стремится направить эти средства с максимальной выгодой для себя, страхователей и страховщиков. И постановление, на первый взгляд, стимулирует вложения в государственные казначейские обязательства (ГКО). В них предполагается вкладывать не менее 35% средств страховых резервов (а по видам страхования жизни (п.4.1) -- не менее 40%). Однако непонятно в этом случае применение слова "могут" в п.3 Положения. Это означает дословно: могут вкладывать, а могут и не вкладывать, а уж если решат вкладывать, то меньше 35% нельзя.
При такой свободе и одновременно несвободе выбора, учитывая консервативность инвестиционного портфеля с низкодоходными государственными облигациями в белорусских рублях и отсутствие ГЦБ в СКВ, можно уверенно прогнозировать полный отказ страховых компаний в будущем от данного объекта инвестирования.
На наш взгляд, в целях стимулирования инвестиций в государственные ценные бумаги было бы целесообразно слово "могут" заменить словом "должны". Это было бы более логично и соответствовало целям государства -- привлечь временно свободные средства страховщиков для удовлетворения общегосударственных потребностей и гарантировать финансовую устойчивость самих страховых организаций. Учитывая отсутствие возможности приобретать ГКО за СКВ, было бы целесообразно также изменить норматив инвестирования в данный объект, например, установив его на уровне до 15%.
К слову, российское законодательство регулирует инвестиции страховщиков в ГЦБ подобным образом. Отдельным пунктом в Правилах размещения страховых резервов, действовавших до 1999г., было записано, что в государственные ценные бумаги должно быть вложено не менее 20% страховых резервов, сформированных по страхованию жизни, и не менее 10% -- по видам страхования иным, чем страхование жизни. Сейчас, после внесения изменений и дополнений в эти правила, государственные ценные бумаги Российской Федерации принимаются в покрытие страховых резервов без ограничений. У нас же за нарушение вышеприведенного норматива можно получить немалый штраф: от 50 до 600 базовых величин (пост.Совмина от 2003-04-10г. N 475).