Конверсия на «Экране»: кто раньше начал – выигрывает на рынке
После распада СССР белорусским предприятиям оборонной промышленности пришлось несладко. Но некоторые из них сумели выжить, найти свое место в изменившемся мире, завоевать новые рынки и вернуться на старые. О том, как сочетаются конверсия и рынок, рассказывает генеральный директор ОАО «Экран» Михаил Чернин.
– Михаил Абрамович, в советские времена завод «Экран» производил пилотажно-навигационные комплексы, системы автоматического управления для самолетов СУ и МИГ. Как происходила конверсия на вашем предприятии?
– Решение о конверсии принималось на уровне правительства. Когда в начале 90-х прекратились заказы на продукцию специального назначения, приходилось искать им замену. Начали производить товары народного потребления, что казалось привлекательным во время всеобщего товарного дефицита. Конверсию вели на собственные средства, продавая неиспользованное оборудование. Мы до сих пор вкладываем деньги в конверсию, переоборудование и реконструкцию. Изменение технологий продлится еще лет 10.
К сожалению, в ходе конверсии мы потеряли технологии в микроэлектронике, в т.ч. специальной. А ведь к началу 90-х у нас был проект строительства нового завода. Мы выпускали серийно гибридные микросборки спецназначения, в т.ч. для космического корабля «Буран». У нас было достаточно современное на тот момент оборудование. Часть его была продана «Интегралу», часть – за границу. Так потеряли целое направление. Спустя 12 лет российские...