Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кадры, сбыт и жесткая конкуренция с иностранными производителями – болевые точки белорусской промышленности

9 апреля 2024 г. состоялось совещание с участием главы государства, посвященное обсуждению актуальных задач развития промышленности. Трудности и недоработки в данной сфере обсуждали более 250 человек, среди которых члены правительства, губернаторы, руководители предприятий.

Проблемы промпредприятий

На совещании отметили, что за 3 последних года объем промпроизводства вырос почти на 40%. В 2023 г. промышленной продукции было произведено почти на 30 млрд руб., а темпы роста составили 113%. Однако ситуация на разных предприятиях неодинаковая. Так, наблюдается значительное увеличение выпуска электроники, легковых и грузовых автомобилей, комбайнов, а такие предприятия, как «Планар», «Интеграл» и «БелОМО», полностью сформировали портфель экспортных заказов на текущий год и имеют задел на 2025 год.

В это же время ряд предприятий демонстрирует снижение показателей. Более чем на четверть просел «Бобруйскагромаш». Только на 12% в 2023 г. был загружен Минский подшипниковый завод. Загрузка оборудования по производству импортозамещающего современного металлорежущего инструмента (сверла и фрезы), введенного в 2023 г. Оршанским инструментальным заводом, составляет только 50%. Сократились объемы выпуска холодильников, тракторов, погрузчиков, двигателей и другой производимой белорусскими предприятиями продукции.

Вторая болевая точка – сбыт произведенной продукции. Глава государства напомнил, что в последние годы внешняя торговля организаций Минпрома характеризовалась, с одной стороны, ростом экспортных поставок, с другой – вынужденным уходом с западных рынков.

В 2023 г. промышленность вышла на рекордное за последнее десятилетие значение экспорта – 6,5 млрд USD, получив прирост к уровню 2022 г. на 8%. Причем экспорт стабильно увеличивается 3 года подряд. Это означает, что промышленность смогла нивелировать негативные тенденции 2019–2020 гг., компенсировав снижение поставок на выпавшие рынки за счет увеличения экспорта на рынки дружественных стран.

Однако ситуация по дальнему зарубежью складывается хуже, чем на традиционных рынках сбыта. Объем продаж по данному направлению составил менее 20% по отношению к досанкционному 2021 г. Не выполнены планы по экспорту в дружественные страны дальней дуги. И это при том, что в Африке, Латинской Америке, Азии есть спрос на промпродукцию из Беларуси. Несмотря на договоренности, подготовленные правительством, руководители предприятий, по мнению Александра Лукашенко, недостаточно активны в этом направлении, хотя основная стратегия развития в данном направлении давно определена – создание совместных сборочных производств белорусской техники в опорных странах.

Глава государства подверг критике и действующую систему сбыта производимой продукции, указав на ее негативное влияние на конечную цену. Так, при реализации в РФ по схеме «производитель – генеральный импортер – дистрибьютор – дилер – конечный потребитель» стоимость фронтальных погрузчиков «АМКОДОР» увеличивается в цене более чем на 50%, грузовой и пассажирской техники МАЗ – на 20%, что приводит к заметному снижению конкурентоспособности продаваемой техники по ценовому фактору.

Еще одна негативная тенденция – потеря позиций на внутреннем рынке. До сих пор имеет место приобретение иностранных аналогов по тем позициям, где имеется широкая линейка техники белорусского производства. Так, в 2023 г. одних только тракторов приобрели более тысячи единиц, что привело к недополучению выручки 40 млн USD. Другой пример: белорусские подшипники, произведенные после модернизации подшипникового завода, имеют качество не ниже, чем у мировых лидеров, однако высокие затраты на производство не позволяют конкурировать по цене в тендерных закупках даже на внутреннем рынке.

Обсуждалась и ситуация с расчетами. За 2023 год внешняя просроченная дебиторская задолженность в отрасли выросла более чем на 10%, а ведь это деньги, которые могли бы пополнить оборотные средства или быть направлены на инвестиции. Появление задолженности часто является следствием бездумной гонки за выполнением показателей по разгрузке складов и экспорту, однако результатом нередко оказывается рост количественных показателей, но падение качественных. Итог – снижение рентабельности, которая не дотягивает до уровня 2022 г., рост убыточных организаций и суммы убытков.

Еще больше негатива озвучил в своем докладе председатель КГК Василий Герасимов, который отметил, что приняты не все возможные меры по полной загрузке мощностей. Имеется ряд проблем по отраслевым проектам Минпрома: в частности, отставание от графиков и недостаточная работа по рациональному импортозамещению. Из-за нерасторопности производителей теряются позиции даже на внутреннем рынке – приобретается импортная автобусная, грузовая, дорожная, мелиоративная техника при наличии аналогичной от белорусского производителя. Еще один недостаток – медленный разворот совместных сборочных производств за рубежом, недорабатывают и сбытовые службы компаний-производителей.

При этом значительное число субъектов товаропроводящих сетей не принимают участие в реализации продукции, и зачастую производители не владеют сведениями о конечных потребителях товаров, реализованных иностранными дилерами. Вызывает опасение и возможная потеря позиций на основном экспортном рынке – российском.

Не искоренены в системе Минпрома и случаи коррупции, а также необоснованного посредничества. Есть вопросы и со своевременным возвратом господдержки, а также с организацией качественного сервисного обслуживания.

Проверенная формула: модернизация, импортозамещение, экспорт

Ответ по поставленным перед правительством вопросам держал премьер-министр Роман Головченко. Он отметил, что в Совмине понимают основополагающую роль промышленности в экономическом развитии страны, знают накопившиеся проблемы и вырабатывают их решение. Задача № 1 на конец текущей пятилетки и на следующую – форсированное индустриальное раз­витие.

При этом в правительстве знают и учитывают, что экономика в течение ближайших лет будет объективно испытывать дефицит кадров. Решение одно – повышение производительности труда и модернизация промышленности. При этом стратегия развития включает в себя достаточно простые вещи: выручку, себестоимость, качество, продажи, кадры и создание новых производств высоких технологических переделов. Главным ключом к повышению выручки, по мнению премьер-министра, должно стать повышение загрузки производственных мощностей предприятий. Снизить же себестоимость поможет осмысленная локализация. Текущий уровень в 63% Р. Головченко оценил как недостаточный. При этом он предложил заимствовать российский опыт и предоставлять господдержку производителям только при достижении определенного уровня локализации.

Также важны диверсификации сбыта и освоения новых рынков. По словам премьер-министра, утверждена программа по развитию сотрудничества Беларуси с государствами Африки на 2024–2026 годы. Ее цель – восстановить максимальные объемы экспорта (400 млн USD) и существенно превзойти их.

Однако главным условием перезапуска белорусской промышленности является модернизация действующих и создание новых производств. Р. Головченко предложил сделать единую программу модернизации промышленности и поставить на контроль в Правительстве. С этим согласился и глава НАН Владимир Гусаков. Он отметил, что износ основных средств предприятий промышленности достиг 43,5%. Для полного обновления надо более 20 лет. Поэтому требуется сквозной подход к модернизации. Так, для крупных предприятий необходимо не только точечное оснащение отдельными компонентами и узлами, системами электронного управления, но и составление долгосрочных планов модернизации, включая научно-технический аудит.

Также для качественного развития промышленности, по мнению Р. Головченко, не хватает инноваций и научного вклада. Предлагаемое решение – передача отраслевых институтов в подчинение конкретных производственных центров. Еще одна актуальная задача – использование цифровых технологий и современных систем управления.

А В. Гусаков отметил также высокий уровень затрат практически во всех предприятиях машиностроения, в т.ч. вследствие зависимости от импорта сырья и комплектующих, что необходимо решать через дальнейшее повышение локализации производства, снижение зависимости от зарубежных постав­щиков.

Острую дискуссию вызвал вопрос о качестве белорусской продукции. Глава государства отметил тенденцию к ужесточению ценовой конкуренции, особенно с китайскими производителями, и предложил не гнаться за минимальной ценой, а делать упор на другое – исключительное качество продукции (японский уровень) и обеспечение необходимого для потребителя сервиса.

Однако пока картина складывается иная. Например, есть отрицательная тенденция по снижению качества мелиоративной техники. Из приобретенных в 2022 г. за счет бюджетных средств 47 одноковшовых экскаваторов производства «Амкодор-КЭ3» для 43 (91%) потребовался ремонт в течение первых шести месяцев эксплуатации. Все это привело к тому, что организациями закупались импортные аналоги. Так, мелиоративными организациями в 2023 г. закуплено 166 единиц импортной техники общей стоимостью 55 млн руб., в т.ч. 47 одноковшовых экскаваторов производства КНР на сумму 18,1 млн руб.

Выявлены недостатки и в организации сервисного обслуживания. Из-за отсутствия необходимого количества запасных агрегатов и узлов, по которым имелись отказы, нарушались сроки устранения неполадок. Предоставление сельхозорганизациям техники из подменного фонда на период ремонтных работ не компенсирует в полной мере негативные последствия ее длительного простоя.

Продолжают фиксироваться чрезвычайные происшествия с эксплуатируемой в России белорусской техникой, которые потом освещаются СМИ и вызывают общественный резонанс.

***

Прошедшее совещание показало, что, несмотря на общие положительные показатели белорусской промышленности, в отрасли накапливаются проблемы, способные существенно повлиять на динамику ее развития уже в ближайшем будущем. Ужесточение конкуренции с иностранными производителями не только усложняет реализацию произведенных товаров на внешнем контуре, но и теснит белорусскую продукцию на внутреннем рынке. Ситуация усугубляется кадровым дефицитом, проблемами с качеством произведенной продукции, а также вопросами сервисного обслуживания.

Одно из ключевых решений, предлагаемых правительством, – модернизация производства упирается в непростое финансовое положение многих предприятий отрасли, которые еще не рассчитались за предыдущие инвестпроекты. Но выбирать не приходится – недостаточно высокий уровень инноваций и высокая степень изношенности основных средств не оставляют других вариантов, как помочь открыть отстающим предприятиям второе дыхание.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений