Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
ВЭД
18.10.2005 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Контракт "без цели"

В качестве существенного условия договора, в соответствии с подп. 1.1 Указа Президента от 7.03.2000 г. № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" должна указываться цель (цели) приобретения товаров (для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по установленным Совмином квотам), за исключением договоров розничной продажи товаров гражданам...

В качестве существенного условия договора, в соответствии с подп. 1.1 Указа Президента от 7.03.2000 г. № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" должна указываться цель (цели) приобретения товаров (для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по установленным Совмином квотам), за исключением договоров розничной продажи товаров гражданам.
 
Меня, в частности, интересует: всегда ли во внешнеторговых договорах субъект хозяйствования должен указывать цель приобретения товара? Всегда ли покупатель является посредником?

С.ЧЕРНУЩЕНКО, г.Мозырь

Эти вопросы предпринимателя вызваны, скорее всего, тем, что контролирующие органы обычно требуют указания цели приобретения товаров во внешнеторговых контрактах. А на практике сделать это не всегда просто. Доводы о том, что внешнеторговую деятельность регламентируют нормы Указа Президента от 4.01.2000 г. №7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций"  (далее - Указ №7) не принимаются во внимание по той причине, что якобы Указ №7 введен в действие в целях контроля за проведением субъектами хозяйствования внешнеторговых операций и не регулирует вопросы осуществления посреднической деятельности, а Указ №117 регулирует порядок заключения всех договоров субъектов хозяйствования нашей республики и содержит императивную норму об указании цели. Возникает логичный вопрос: почему же тогда Указ №7 помимо контроля содержит и нормы, регулирующие и "порядок проведения", а не только способы контроля за деятельностью на внешнем рынке? Согласно п. 15 Положения о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций, утвержденного Указом № 7 (далее - Положение), юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны (!) при осуществлении внешнеторговых операций предусмотреть во внешнеторговом договоре наличие даты и места заключения договора, предмета договора, количества, качества и цены товара, условий расчета и поставки, валюты платежа, сроков поставки товаров, ответственности сторон, порядка разрешения споров, а также названий, юридических адресов и банковских реквизитов договаривающихся сторон.

Как видно, Положение устанавливает определенные обязанности субъектов хозяйствования -  резидентов по указанию условий внешнеторговых контрактов. Термин "обязаны" свидетельствует об императивности нормы. Соответственно, в случае невыполнения публично-правовых требований Положения на отечественных субъектов хозяйствования может быть наложена ответственность согласно действующему законодательству. Таким образом, каких-либо гражданско-правовых норм, напрямую регулирующих юридическое содержание самого внешнеторгового договора, Указ № 7 не содержит.

Итак, Указ №117 обязывает прописывать в договорах цель, а Указ №7 такой обязанности не содержит. Как разобраться в этом противоречии? Тут уместно обратиться к нормам Указа №117, в котором дается легальное определение интересующих нас понятий.

Посредник - юридическое или физическое лицо - резидент Республики Беларусь, осуществляющее торговую посредническую деятельность на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке.

Торговая посредническая деятельность - предпринимательская деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства.

Объединив указанные понятия, получаем комплексное, более широкое понятие посредника для целей Указа №117. Итак, посредник - юридическое или физическое лицо - резидент Республики Беларусь, осуществляющее предпринимательскую деятельность (оптовая и (или) розничная торговля товарами несобственного производства) на территории РБ в установленном законодательством порядке. Получается, что если юридическое или физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность за пределами нашей страны (то есть фактически реализует или приобретает товар у нерезидента), то деятельность выходит за границы  РБ и, соответственно, условие о цели в договор не включается - таким образом импортные и экспортные договоры не подпадают под действие Указа №117.

Не менее интересный довод в защиту позиции об обязательности указания цели приобретения во внешнеторговом контракте приводился в мотивировочной части одного из решений Хозяйственного суда Витебской области, где оспаривалось применение налоговой инспекцией экономических санкций за неуказание цели в импортном договоре. Суд сослался на то, что отгрузка производилась в Беларуси, налоги по сделке тоже уплачивались в Беларуси, значит и цель должна быть указана в соответствии с требованиями Указа №117. Выходит, что если договоры совершены (заключены) в РБ, то и товар покупается на территории Республики Беларусь? Но ведь место подписания договора далеко не всегда совпадает с местом его фактического исполнения. Например, два наших земляка могли подписать договор на поставку товара внутри Беларуси и на Канарских островах, но это ведь не означает, что цель указывать не нужно, потому что испанское законодательство не обязывает этого делать. Нужно! Ведь в данном случае продавец является посредником в смысле Указа №117; оба участника сделки - резиденты Республики Беларусь и подчиняются ее законам.

Кроме того, если привязка идет к месту заключения договора, тогда теряется смысл иных норм законодательства Республики Беларусь. Так,  согласно п.2.13 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Министерства экономики от 22.04.1999г. №43 (далее - Постановление №43), поставка товаров иностранного производства, приобретаемых у нерезидентов Республики Беларусь на территории республики осуществляется по ценам, определяемым продавцом, с добавлением оптовой надбавки в размере, не превышающем 20%. Значит при любой товарной сделке между резидентом и нерезидентом, которая заключена на территории Беларуси, при формировании цены оптовая надбавка ограничена 20%? Абсурд! Импортер согласно Постановлению № 43 отпускные цены на товары иностранного производства, предназначенные для непосредственного потребления гражданами, а также использования в качестве сырья, материалов при производстве продукции общественного питания, оказании платных услуг населению, формирует  исходя из своих расходов с учетом конъюнктуры рынка. Только если товар приобретается резидентом непосредственно у иностранного предприятия, зарегистрированного в РБ, которое завезло товар в РБ, положило на склад временного хранения и продало резиденту за белорусские рубли, который произвел таможенную очистку и продает товар дальше - тогда и только тогда подлежит применению 20-процентная надбавка. Иначе (если в преамбуле внешнеторгового договора указан г. Минск) все товары по этому договору будут считаться купленными  в Минске! Тогда всем импортерам можно вменить нарушение порядка ценообразования в случае превышения ими надбавки, превышающей 20%.

А при экспорте вообще получается курьезная ситуация. При регистрации контракта в любом случае существует обязанность указать страну назначения. И вот пишем, к примеру, что страна назначения - Великобритания,  условия поставки- FOB (доставка товара продавцом до указанного порта отгрузки), ниже в графе "цель приобретения" - для вывоза за пределы Республики Беларусь. Вывоза кем? Если понимать это как цель приобретения покупателем, так он ничего не вывозит из Беларуси и, возможно, про нашу страну вообще ничего не знает - он в порту свой товар заберет и все. Вывозит в данном случае продавец - белорус. Тогда это уже не цель приобретения, а цель продажи, но ни один нормативный документ не требует ее указывать.

Таким образом, напрашивается вывод, что указание цели во внешнеторговых договорах не только не обосновано нормами закона, но и противоречит здравому смыслу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений