Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
18.10.2013 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Конец льготных цен©

и одной монополии Беларусь должна быть готова к энергетическим вызовам, связанным с изменением Россией условий поставок традиционных энергоресурсов, заявил на заседании XVIII Белорусского энергетического и экологического конгресса первый вице-премье...

и одной монополии

Беларусь должна быть готова к энергетическим вызовам, связанным с изменением Россией условий поставок традиционных энергоресурсов, заявил на заседании XVIII Белорусского энергетического и экологического конгресса первый вице-премьер Владимир Семашко.

Эпоха дешевых для нашей страны углеводородов «рано или поздно закончится», уверен он, через 4–5 лет нам придется получать их по мировым ценам, поскольку к этому придут и в России.

Пока же Беларуси вряд ли удастся получить в текущем году 23 млн. т нефти — россиянам, похоже, надоело терять деньги на беспошлинных поставках, и они намерены урезать их почти на четверть: до 18,5 млн. т. Заканчивается и газовый «бонус». В течение ряда лет в России почти на 15% в год повышались цены на газ на внутреннем рынке, чтобы обеспечить равнодоходность от их реализации, что сказалось и на ценах для Беларуси. Статьей 5 Соглашения о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики от 9.12.2010 г., устанавливается, что стороны переходят на рыночные (равнодоходные) цены на газ на территориях государств — участников ЕЭП не позднее 1.01.2015 г.

Правда, сейчас этот переход временно приостановлен из-за неблагоприятных тенденций в российской экономике. Однако окончательно избежать процесса не удастся — повышение цен необходимо российским нефтегазовым компаниям для освоения новых месторождений. Так что если не в 2015 г., то к 2018–2019 гг. Беларуси придется закупать газ по мировым ценам. К тому времени нам необходимо достичь приемлемого уровня энергоэффективности, чтобы не слишком отставать от развитых стран, в первую очередь со схожими климатическими условиями (см. диаграмму).

Заметим, что эта картина стремительно меняется. По оценке экспертов Международного энергетического агентства (МЭА), в прошлом году потребность США в нефти снизилась на 4% на каждую 1000 USD выпуска — с 0,165 т нефтяного эквивалента до 0,158 т в день против 0,266 т в Китае и 0,117 т в Евросоюзе. В странах ЕС — главных потребителях российской нефти — энергопотребление сокращается в среднем на 1,5% в год с 2001 г. В результате крупнейшие потребители энергоресурсов сэкономили 570 млн. т нефтяного эквивалента стоимостью 420 млрд. USD за 5 лет, подсчитали в МЭА: «Если бы не ставка на энергоэффективность, которую сделали правительства развитых стран, текущее потребление сырья было бы на 5% выше». Но пока глобальные инвестиции в энергоэффективность (300 млрд. USD в 2011 г.) более чем вдвое отстают от вложений в добычу нефти и газа, оценило МЭА. Стратегия Евросоюза предполагает сокращение годового импорта нефти на 2,6 млрд. баррелей к 2020 г., что сэкономит странам блока 193 млрд. EUR.

Повышение энергоэффективности уже изменило картину потребления ресурсов и обещает значительные перемены в будущем, предупреждает МЭА. Это следует иметь в виду белорусским властям: выгоды от транзита углеводородов и переработки нефти могут в ближайшем будущем существенно сократиться, а конкурентоспособность излишне энергоемкой экономики — отстать от соседних стран.

Поэтому правительство Беларуси намерено уделять особое внимание энергетике. В планах — продолжение технической модернизации Белорусской энергосистемы, износ активной части которой по итогам 2012 г. составлял 42,4%. Он может снизиться до 40% после ввода новых энергоблоков на Березовской и Лукомльской ГРЭС. В работе и другие проекты технической модернизации. Они будут сопровождаться реформированием Белорусской энергосистемы, к которому решено возвратиться после 3-летнего периода сомнений в ее необходимости. Внесенный на рассмотрение Национального собрания проект закона «Об электроэнергетике» предполагает реструктуризацию, основанную на существовании в этом секторе не только государственной, но и частной собственности. В.Семашко пообещал — станции сможет строить любой желающий. Однако электросети останутся в ведении государства, что позволит ему определять политику в сфере энергетики, правила и регламенты распределения и транспортировки электроэнергии к потребителям, влиять на надежность и экономическую эффективность электроснабжения. Таким образом, если госмонополия на генерацию может закончиться, то на электроэнергию в целом она в основном сохранится.
 
Иван МИХАЛЕВИЧ
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by