Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Юридическим лицам
07.02.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Закону Республики Беларусь N 174-3 от 4.01.2003г.

"О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств"

"О декларировании физическими лицами доходов, имущества  и источников денежных средств"

С 1997г. установлена обязанность физических лиц представлять декларацию о доходах и имуществе по требованию органов Комитета госконтроля, налоговых органов, органов внутренних дел государственной безопасности, прокуратуры, а также декларацию об источниках денежных средств, расходуемых при совершении крупных сделок (свыше 2000 или 15000 базовых величин).

Исполнение данной обязанности регулируется Декретом Президента от 12.02.97г. N 2 "О декларировании доходов и имущества физических лиц в Республике Беларусь" (далее -- Декрет). Но с 2003-02-15г. вступит в силу Закон от 4.01.2003г. "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств" (далее -- Закон).

Основное отличие Закона от Декрета состоит в том, что в Законе более четко и однозначно определены обязанности граждан и государственных органов, а также их права. И это касается не только введения в Законе 9 и 10 статей, прямо регламентирующих эти вопросы, но и всего Закона в целом.

Так, если говорить о порядке декларирования доходов и имущества, то в первую очередь следует заметить, что Закон четко определяет: от имени уполномоченного органа вправе предъявить гражданину требование о представлении декларации только руководитель (заместитель) соответствующего органа. Это весьма существенно, поскольку внесет большую объективность при рассмотрении вопроса о необходимости истребования у физического лица декларации. Кроме того, граждане четко будут знать, что требование, подписанное следователем или налоговым инспектором и т.д., не имеет юридической силы, а потому совершенно безнаказанно может не исполняться. Мало того, физическое лицо, получившее такое требование, может обратиться в суд для возмещения вреда, причиненного ненадлежащим исполнением должностным лицом обязанностей, вытекающих из требований Закона (ст.9).

Той же ст.9 физическим лицам предоставляется право не декларировать принадлежащее им имущество (то есть не указывать в декларации сведения о нем), если один и тот же уполномоченный орган повторно истребовал у гражданина декларацию о доходах и имуществе, а состав ранее задекларированного имущества не изменился. Реализовав это право, гражданин значительно облегчит для себя процедуру заполнения декларации и обезопасит себя от возможности допустить ошибку.

Права физических лиц при декларировании источников денежных средств также расширены (ст.7). Со вступлением в силу Закона у них появляется возможность декларировать как имеющиеся на момент совершения сделки денежные средства, так и те, которые они предполагают получить в будущем и израсходовать на декларируемую сделку. Отсутствие такой нормы значительно затрудняло жизнь граждан, которые заключали сделки, выходящие за рамки стандартов. Например, гражданин собирается приобрести дорогой автомобиль, а его стоимость уплачивать частями в течение, скажем, шести месяцев, в связи с тем, что он предполагает за это время продать свой старый автомобиль. Либо возможны ситуации, когда несколько физических лиц хотят заключить многостороннюю сделку, т.е. одновременно продать одно имущество и за полученные средства приобрести другое. Поскольку на момент совершения сделки у физического лица уже должна быть справка налогового органа о представлении декларации, человек был поставлен перед выбором: выдумать источники денежных средств, заключая фиктивные договоры займов, дарения, что, кстати говоря, нередко чревато последствиями, либо отказаться от желания совершить данные сделки в течение одного дня, что могло принести определенные убытки.

С принятием Закона в таких ситуациях гражданину следует просто зафиксировать в декларации, что он предполагает израсходовать на совершение сделки средства, которые получит, например, от продажи имущества. Единственный случай, когда человеку необходимо будет повторно посетить налоговый орган, -- если у него изменился источник денежных средств (имущество продано по цене ниже ожидаемой или появился новый неожиданный источник для совершения сделки).

Помимо всего прочего, физические лица наделены еще одним правом -- представлять уточненную декларацию о доходах и имуществе либо об источниках денежных средств. При этом, если гражданин сделает это до того, как соответствующий орган выявит ошибки в декларации, то он освобождается от какой-либо ответственности за нарушение порядка декларирования.

Что касается ответственности, то заметим, что в отличие от Декрета Закон не устанавливает конкретных мер ответственности за непредставление или указание в декларациях недостоверных сведений, и в Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях соответствующие изменения не внесены, т.е. надо полагать, что Декрет утратит силу не полностью и ответственность по-прежнему будет налагаться в соответствии с его положениями.

В преамбуле Декрета сказано, что он действует до принятия закона, регулирующего вопросы декларирования доходов и имущества физических лиц. Однако принятый позднее Закон "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" установил, что преамбула не может содержать нормативных предписаний. В этой связи, чтобы Декрет полностью или частично (с учетом мер ответственности) утратил силу, необходимо соответствующий акт главы государства. До принятия такого акта Декрет будет действовать в полном объеме. Одновременно с этим с 2003-02-15г. вступает в силу и Закон (маловероятно, чтобы к этому времени был отменен Декрет). Иными словами, в республике будет действовать два законодательных акта, регулирующих один и тот же вопрос: декларирование доходов, имущества и источников денежных средств. Как устанавливает Гражданский кодекс, декреты и указы Президента имеют большую юридическую силу, чем законы. Таким образом, с 15 февраля будет действовать Декрет, а Закон вступит в силу лишь в части, не противоречащей Декрету.

Какие же нормы Закона не сразу вступят в силу?

По сути, все положения Декрета изложены в статьях 4, 5, 6 и 7 Закона. Нормативные предписания других статей вступают в силу в полном объеме с 15 февраля, по той причине, что содержащиеся в них положения отсутствуют в Декрете, а значит, не могут ему противоречить.

Статья 4 (доходы, подлежащие обязательному декларированию) в сравнении с подпунктом 2.1 Декрета дополнена нормой, обязывающей иностранных граждан и лиц без гражданства декларировать доходы, полученные и на территории Беларуси, и за ее пределами (Декретом такая обязанность установлена только для граждан РБ).

Статья 5 (имущество, подлежащее обязательному декларированию) отличается от подп.2.2 Декрета введением обязанности декларировать произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, не только если стоимость предмета превышает 1000 базовых величин, но и в случае, когда общая стоимость такого имущества превышает 2000 базовых величин.

Изменения в порядок декларирования доходов и имущества (ст.6) уже состоят в следующем:

-- определен круг лиц, имеющих право предъявлять требования о представлении декларации о доходах и имуществе;

-- предоставлено право физическим лицам при повторном представлении декларации о доходах и имуществе не декларировать принадлежащее им имущество.

Порядок декларирования источников денежных средств (ст.7) дополнен правом физического лица указывать в качестве источника средств предполагаемые доходы.

Перечисляя новшества или отличия Закона от Декрета, использовалось только слово "дополнить". Это означает, что положения Декрета только уточнены или расширены. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с 2003-02-15г. Закон "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств" вступит в силу в полном объеме.

Однако законодательство о декларировании физическими лицами доходов, имущества и источниках денежных средств будет по-прежнему состоять из многих нормативных правовых актов. Кроме того, ст.11 Закона устанавливает, что в случае, если расходы физического лица (сумма сделки, стоимость приобретенного имущества) превысят его доходы, то сумма превышения подлежит налогообложению в порядке, установленном законодательством. А, как известно, порядок уплаты всех видов налогов регулируется инструкциями МНС.

Если опираться на норму ст.14, можно говорить о том, что полную картину декларирования доходов, имущества и источников денежных средств мы увидим месяцев через пять.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений