Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Юридическим лицам
07.02.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Указу Президента Республики Беларусь N 36 от 2003-01-23г.

"О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей"

"О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей"

1. Реструктуризации в соответствии с Указом подлежит задолженность юридических лиц по платежам, числящимся по учету налоговых органов (как в республиканский, так и в местные бюджеты) и органов Фонда социальной защиты населения (далее -- Фонд) по состоянию на 1.01.2003г. Условия реструктуризации различаются у следующих групп платежей:

налоги, обязательные страховые взносы и иные обязательные платежи, контролируемые указанными органами, по которым плательщиками представляется соответствующая отчетность (далее -- налоговые платежи);

экономические санкции и пени, примененные названными органами за нарушения законодательства о налоговых платежах и предпринимательстве.

Задолженность по таможенным платежам, экономическим санкциям, примененным иными государственными органами (Комитетом госконтроля, финансовыми, таможенными органами и т.д.), прочим обязательным поступлениям в республиканский и местные бюджеты (бюджетные ссуды, займы и др.) реструктуризации в соответствии с Указом не подлежит.

2. Реструктуризация задолженности будет осуществляться в два этапа, на каждом из которых условия и порядок ее проведения также различны. На первом этапе (период до 1.01.2004г.) всем юридическим лицам автоматически, начиная с даты вступления Указа в силу (2.03.2003г.), предоставляется отсрочка погашения задолженности по всем видам платежей (налоговые платежи, экономические санкции и пени) без взимания процентов, но с условием своевременной уплаты текущих налоговых платежей.

При этом под текущими платежами следует понимать платежи, подлежащие уплате по срокам, наступающим в период действия отсрочки и (или) рассрочки.

На втором этапе (период с 1.01.2004г. по 1.01.2009г.) реструктуризация задолженности производится по инициативе юридического лица (заявление может быть подано в местную инспекцию МНС и (или) местный орган Фонда до 2003-11-30г. включительно) и означает предоставление:

отсрочки погашения задолженности по экономическим санкциям и пеням;

рассрочки погашения задолженности по налоговым платежам.

На втором этапе платной является только рассрочка: проценты из расчета половины (для производителей сельхозпродукции -- одной пятой) ставки рефинансирования Нацбанка (что в два (пять) раза меньше размера пени, установленного налоговым законодательством за несвоевременное внесение платежей в бюджет) начисляются лишь на сумму задолженности по налоговым платежам. На сумму задолженности по платежам в Фонд начисляется пеня в размере 0,2% суммы задолженности за каждый день просрочки (включая день уплаты).

Налоговые платежи в рассрочку необходимо уплачивать ежеквартально равными частями (то есть по 1/20 суммы задолженности). Конкретные сроки внесения платежей определяются в графиках, утверждаемых местными налоговыми органами, органами Фонда. Последние не вправе отказать юридическому лицу в предоставлении рассрочки (отсрочки) при условии соблюдения им установленного Совмином порядка обращения.

На весь период отсрочки, рассрочки (на обеих этапах реструктуризации) прекращается начисление пени на сумму задолженности по налоговым платежам.

3. Предоставление отсрочки (рассрочки) погашения задолженности означает невозможность применения мер ее принудительного взыскания: списание средств со счетов в бесспорном порядке, обращение взыскания на иное имущество. Представленные к счетам юридических лиц и помещенные банком в картотеку N 2 платежные требования подлежат отзыву (в полной сумме или в части, определяемой с учетом суммы задолженности, подлежащей реструктуризации) по заявлениям налоговых органов, органов Фонда.

Наряду с этим цели реструктуризации (улучшение финансового состояния плательщиков и стимулирование своевременной уплаты ими текущих платежей) будут достигаться как за счет приостановления начисления пени на сумму задолженности по налоговым платежам, так и за счет списания суммы задолженности по экономическим санкциям и пеням по мере погашения задолженности по налоговым платежам (см. п.п. 7 и 8 Положения).

4. Для сохранения действия отсрочки (рассрочки) Указ требует своевременной уплаты:

на обеих этапах реструктуризации -- текущих налоговых платежей;

на втором этапе -- платежей в погашение рассроченной задолженности по налоговым платежам в соответствии с графиком, а также процентов.

Однако для целей Указа имеет значение лишь задолженность по текущим налоговым платежам по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. Таким образом, действие отсрочки (рассрочки) сохраняется при наличии такой (кратковременной) задолженности в течение квартала. Но это не спасет плательщика от уплаты пени на сумму несвоевременно внесенных текущих налоговых платежей в размере, установленном п.2 ст.10 Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", п.13 Положения об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения, а в случае несвоевременного представления в банк платежных документов на перечисление платежей в бюджет и Фонд -- также и от экономической санкции согласно п.4 ст.9 названного Закона, п.21 Положения (10% суммы, подлежащей уплате).

5. При невыполнении указанных условий действие отсрочки (рассрочки) прекращается, но при этом не предусматривается начисление пени на суммы налоговых платежей за истекший период действия отсрочки (рассрочки), а также восстановление уже списанной в соответствии с Указом задолженности по экономическим санкциям и пеням. Тем самым сохраняется достигнутый в результате действия отсрочки и (или) рассрочки положительный эффект. Начисление пени (вместо процентов) возобновится лишь со дня наступления обстоятельств, послуживших основанием для прекращения действия отсрочки (рассрочки). Например, с 1-го числа квартала, по состоянию на которое у плательщика будет иметься задолженность по текущим налоговым платежам, либо с даты, установленной для внесения очередного платежа в соответствии с графиком погашения задолженности, при просрочке его внесения.

Действие отсрочки (рассрочки) может быть возобновлено -- для этого требуется рассчитаться с бюджетом и (или) Фондом по:

текущим налоговым платежам и начисленным на них пеням;

платежам согласно графику погашения рассроченной задолженности и начисленным на них пеням (не процентам!).

6. Реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и в Фонд будет производиться независимо друг от друга. Это означает, в частности, что образование недоимки по текущим платежам в Фонд не будет препятствием для сохранения действия отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в бюджет и наоборот.

7. В отношении производителей сельхозпродукции устанавливаются льготные условия реструктуризации задолженности (см. п.п.6 и 7 Положения).

8. Предусматриваемая Указом реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам, экономическим санкциям и пеням является мероприятием разового характера, и ее осуществление не исключает применения иных предусмотренных законодательством мер господдержки юридических лиц в отношении задолженности, не подвергнутой реструктуризации в соответствии с Указом. Речь, в частности, идет о мерах, предусмотренных Декретом Президента от 2002-04-19г. N 11 "Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указами Президента от 2002-09-24г. N 493 "О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и от 2002-04-15г. N 207 "О некоторых видах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и уточнении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2002 год". Названные Декрет и Указ N 493 (вступили в силу с 1.01.2003г.) позволяют при наличии соответствующих оснований осуществлять реструктуризацию задолженности в индивидуальном порядке. В этом их отличие от комментируемого Указа, устанавливающего единые условия и порядок реструктуризации.

9. Своевременность погашения задолженности по обязательным платежам напрямую зависит от поступления денежных средств, причитающихся плательщику от иных лиц, на его банковские счета. Этим обусловлено требование Указа (подп.2.4) о поступлении денежных средств, причитающихся юридическим лицам -- недоимщикам от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных операций, на их банковские счета, что позволит пресечь практику расчетов без зачисления следуемых таким лицам денежных средств на их счета и тем самым -- обеспечить оперативное погашение имеющейся у них задолженности.

Нарушение данного требования может быть следствием привлечения недоимщиком (как по налоговым платежам, так и по экономическим санкциям и пеням) к участию в расчетах по денежным обязательствам третьих лиц посредством, в частности, заключения договоров (соглашений), предусматривающих:

уступку требования третьему лицу (ст.353 ГК). В этом случае у плательщика-недоимщика прекращается дебиторская задолженность;

перевод долга на третье лицо, являющееся одновременно должником (дебитором) плательщика-недоимщика, с последующим (или одновременным) прекращением дебиторской задолженности недоимщика в результате зачета встречных денежных требований (ст. 362, 381 ГК).

Отметим, что аналогичное требование уже установлено применительно к внешнеторговым операциям (подп.2.2 Указа Президента от 4.01.2000г. N 7).

Начало действия данного ограничения будет определяться не датой образования задолженности, а 1-м числом следующего за этим месяца, а окончание -- моментом полного погашения задолженности. Для юридических лиц, у которых будет иметься такая задолженность по состоянию на дату вступления Указа в силу, действие установленного подп.2.4 Указа ограничения начнется с 1.04.2003г.

Требование подп.2.4 не будет распространяться на юридических лиц, в отношении задолженности которых будут действовать предоставленные в соответствии с законодательством, в том числе в рамках предусматриваемой Указом реструктуризации, отсрочка или рассрочка.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by