Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Транспорт
14.02.2003 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь N 92 от 2002-11-12 г.

"Об утверждении Положения о порядке допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки, к процедуре МДП и пользованию книжками МДП"

"Об утверждении Положения о порядке допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки, к процедуре МДП и пользованию книжками МДП"

Для того чтобы лучше понять смысл новых требований, утвержденных публикуемым постановлением таможни, обратимся к основам. Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) -- одна из наиболее действенных международных транспортных конвенций и глобальная система таможенного транзита. Принципы системы МДП позволяют, с одной стороны, предоставлять льготы перевозчикам, с другой -- обеспечивать таможенную безопасность и гарантии. В настоящее время под эгидой Конвенции МДП работают 64 страны мира.

Для Республики Беларусь, которая является полноправной участницей данной Конвенции с 1993г., роль международных автомобильных перевозок с использованием книжек МДП очевидна: объем экспорта таких услуг у нас значителен. Основными партнерами при осуществлении перевозок стали страны Европейского союза и Российская Федерация.

Государственный таможенный комитет в соответствии с постановлением Совмина от 29.12.98 г. N 1996 "О мерах по выполнению Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП" является ответственным за выполнение обязательств, принятых нашей страной по данной Конвенции. Одновременно этим же постановлением Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) признана гарантийным объединением.

Гарантийные объединения -- это такие национальные партнеры, которые обеспечивают уплату причитающихся таможенных пошлин в случае неисполнения перевозчиком требований таможни о доставке товаров и невозможности уплаты причитающихся таможенных платежей в связи с недоставкой.

Рост автомобильных перевозок в проведении экспортно-импортных операций, осуществляемых с использованием книжек МДП, привел к различного рода злоупотреблениям в странах -- участницах Конвенции. При этом нарушители применяли широкий круг различных схем: от подложных инвойсов до получения книжек МДП фирмами "однодневками", которые ликвидировались практически сразу после пересечения грузом границы. Система МДП оказалась заложницей сложившейся ситуации.

Для ее сохранения и развития, а также профилактики правонарушений в феврале 1999 г. вступил в силу ряд поправок к Конвенции МДП, в их числе -- контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков и национальных гарантийных ассоциаций. В том же году в нашей республике был принят Порядок допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки к процедуре МДП и пользованию книжками МДП.

Однако проведенный таможенными органами в 2001--2002 годах анализ недоставленных партий товаров, перевозимых с использованием книжек МДП, показал, что большой процент недоставок приходится на долю белорусских перевозчиков. Кроме того, прежний порядок допуска не соответствовал меняющимся современным реалиям и не удовлетворял тем требованиям, которые предъявляет к перевозчикам Международный союз автомобильного транспорта. Все это и послужило причиной разработки и принятия публикуемого постановления ГТК.

Первое, что необходимо отметить в отношении Положения, это упрощение схемы доступа перевозчиков к процедуре МДП. Если ранее все необходимые документы, подтверждающие условия допуска, перевозчик представлял в БАМАП, а последний направлял их для проверки на соответствие в ГТК, то теперь значительная часть проверки возложена на БАМАП. Этим, с одной стороны, исключено многоступенчатое хождение документов по инстанциям, а с другой -- на Ассоциацию возложена ответственность за проведение надлежащей проверки перевозчиков на соответствие условиям допуска. Тем самым реализован важный принцип разделения ответственности. В компетенцию таможенных органов входит проверка перевозчиков на наличие/отсутствие у них таможенных правонарушений и задолженности перед бюджетом РБ в части наличия таможенной задолженности.

Положением определены: исчерпывающий перечень правонарушений, наличие которых не позволит перевозчику получить допуск к системе МДП; условия получения допуска к процедуре МДП; перечень документов, подтверждающих их выполнение. Также установлены сроки рассмотрения документов как в БАМАП, так и ГТК.

Определяющим фактором для допуска является устойчивое финансовое положение перевозчика, которое позволит взыскивать (в соответствии с Конвенцией МДП) причитающуюся таможенную задолженность при нарушении операции МДП непосредственно с виновных лиц. Устойчивое финансовое положение предполагает наличие основных средств в размере 30 тыс. ЕUR, наличие в собственности определенного количества транспортных средств (тягачей), используемых для международной перевозки товаров; банковской гарантии на устанавливаемую БАМАП сумму (по желанию перевозчика возможно страхование либо внесение на депозитный счет БАМАП денежных средств), отсутствие задолженности перед бюджетом, включая таможенную задолженность.

Важным элементом доступа является наличие знаний и опыта работы в сфере международных транспортных услуг у перевозчика. Причем к реализации данных условий теперь исключен формальный подход. Например, индивидуальный предприниматель должен сам пройти обучение на курсах по программе подготовки специалистов и иметь сертификат об окончании. Считаю, что необходимыми знаниями должны обладать не только специалисты -- ответственные лица, но и водители, являющиеся по сути уполномоченными должностными лицами перевозчика. Это позволит исключить конфликтные ситуации и их негативные последствия, возникающие из-за некомпетентности и первых, и вторых. В республике созданы обучающие центры, в программу подготовки которых включен широкий спектр необходимых вопросов (требования к транспортным средствам для перевозок в международном сообщении, условия их движения и требования к работе экипажей; таможенное оформление и контроль; страхование, платежи и сборы, маркетинг и менеджмент при международных перевозках).

Что касается опыта работы, то теперь получить доступ к системе МДП могут только те перевозчики, которые уже работали в сфере международных перевозок грузов, например, осуществляли транспортировку грузов в Россию и страны СНГ.

Определена новая процедура приостановления и возобновления действия разрешения на допуск, в соответствии с которой перевозчику могут быть даны указания об устранении имеющихся нарушений без приостановления разрешения на допуск. При этом решение об отзыве разрешения на допуск принимается на основании документов о несоответствии перевозчика условиям допуска и должно быть согласовано с Минтрансом. Перевозчик может быть вновь допущен к процедуре МДП по истечении годичного срока, после прохождения в полном объеме процедуры допуска.

Необходимо подчеркнуть роль Министерства транспорта и коммуникаций как в принятии решения о допуске, так и об отзыве разрешения. К системе МДП могут быть допущены только те перевозчики, которые получили лицензию в Минтрансе. Они вправе осуществлять перевозки с использованием книжек МДП только на транспортных средствах, заявленных для международных перевозок. При этом транспортные средства должны быть обязательно поставлены на учет в БАМАП.

Сами перевозчики обязаны неукоснительно соблюдать Конвенцию МДП, таможенное законодательство, а также выполнять все условия допуска. При изменении любых заявленных сведений необходимо незамедлительно информировать об этом БАМАП -- это будет способствовать взаимному доверию между перевозчиком и Ассоциацией и позволит не приостанавливать допуск к процедуре МДП, предоставив перевозчику дополнительное время для урегулирования ситуации. Кроме того, это исключит такие негативные последствия, как применение дополнительных мер по обеспечению соблюдения законодательства к перевозчикам со стороны таможенных органов. Например, если перевозчик при перевозке товаров с применением книжки МДП воспользуется транспортным средством, которое не учтено в БАМАП, то таможенные органы будут вправе применить к нему таможенное сопровождение.

С учетом рекомендаций Международного союза автомобильного транспорта и в соответствии с публикуемым постановлением перевозчики, получившие разрешения на допуск до вступления его в силу, обязаны пройти в течение 2003 г. перерегистрацию в БАМАП по установленному графику.

Поскольку все необходимые документы для получения разрешения на допуск либо при проведении проверки на соблюдение условий допуска перевозчик представляет в БАМАП, то туда же следует обращаться со всеми возникающими вопросами.

Обращаю внимание перевозчиков, что отказ в получении разрешения на допуск (со стороны ГТК либо БАМАП), приостановление либо отзыв такового могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.

В заключение необходимо подчеркнуть, что дальнейшее развитие системы МДП на территории республики возможно только за счет совместных усилий компетентных органов, заинтересованных министерств и ведомств, БАМАП, перевозчиков.

Хотелось бы обратить внимание перевозчиков и на уже вступившее в силу (также с 2002-12-26 г.) постановление ГТК от 6.12.2002 г. N 98 "О внесении изменений и дополнений в постановление ГТК РБ от 2.09.2002 г. N 81" (рег. N 8/8874 от 2002-12-18г. -- в "НЭГ" не публиковалось). Этим постановлением определено, что при выдаче таможенного разрешения на перевозку товаров под таможенным контролем с использованием книжек МДП в Российскую Федерацию либо транзитом через нее должностные лица белорусских таможен устанавливают маршрут следования транспортных средств через пункты принятия уведомлений (далее -- ППУ), которые расположены на территории РФ вдоль белорусско-российской границы. Постановлением определен и перечень таких пунктов: Красное, Рудня, Понятовка (Смоленская таможня), Новозыбковский (Брянская таможня), Невельский (Великолукская таможня).

Как видим, число ППУ, где будет осуществляться регистрация товаров и транспортных средств, следующих под таможенным контролем по процедуре МДП в РФ через территорию Беларуси, сократилось до пяти. Это связано с тем, что таможенными органами двух наших стран при проведении операций таможенного контроля используются современные технологии, требующие определенного технического оснащения.

Почему для перевозчиков столь важно регистрировать в пунктах пропуска товары и транспортные средства? В соответствии со ст. 20 Конвенции МДП, п.1.5 приказа ГТК от 8.07.98 г. N 245-ОД "О перевозке товаров под таможенным контролем", ст. 140 Таможенного кодекса РБ перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них в определенное таможенным органом место, срок и по установленным маршрутам. С учетом того, что в таможенных органах действует система оперативного реагирования по нарушениям операции МДП, то отсутствие информации о регистрации в ППУ может привести к применению в последующем таможенного сопровождения товаров и транспорта за счет перевозчика.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by