Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тектонические изменения на белорусском авторынке: «китайцы» – абсолютные лидеры

Белорусские автодилеры более чем на 47% увеличили продажи новых автомобилей. При этом кардинально изменилась структура продаж в разрезе брендов, набирает темпы реализация электромобилей.

Китайские бренды доминируют

В 2023 г. белорусский рынок оттолкнулся от «дна», на котором оказался из-за влияния санкционных событий в позапрошлом году.

Напомним, в кризисном 2022 г. белорусские дилеры продали 17,2 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. В том очень сложном году реализация автомобилей упала более чем в 2,5 раза по сравнению с 2021 г.

В 2023 г. ситуация на белорусском авторынке заметно улучшилась – продажи у автодилеров увеличились на 47,5% по сравнению с 2022 г. – до 25,4 тыс. автомобилей.

Из них 21,76 тыс. — легковые автомобили (+46,6% к 2022 г.), 3,65 тыс. – легкие коммерческие автомобили (+52,5% к уровню 2022 г.).

Начиная с января 2023 г. количество проданных автомобилей ежемесячно увеличивается.

Минувший год показал высокую способность адаптации автомобильных дилеров к негативным процессам, происходившим на рынке, отметил председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода, подводя итоги завершившегося года на пресс-конференции.

«Мы сумели сохранить дилерские центры, наши трудовые коллективы, занятость», – подчерк­нул он.

Избежать дальнейшего падения рынка дилерам помогли автомобили китайских брендов, которые оказались востребованы (с учетом соотношения цены и качества) среди белорусских потребителей.

Характеризуя изменение модельного ряда автомобилей в 2023 г., директор «БАА-Консалт» Дмитрий Ярота назвал их «тектоническими движениями» на рынке.

В прошлом году по сравнению с позапрошлым количество реализуемых моделей сократилось со 142 до 78. Также с 28 до 20 уменьшилось количество брендов, присутствующих на белорусском рынке.

При этом число китайских марок на авторынке Беларуси в 2023 г. по сравнению с 2022 г. практически утроилось – с четырех до одиннадцати. В результате если в позапрошлом году доля китайских автомобилей в структуре продаж автодилеров составляла примерно треть (31,7%), то в 2023 г. выросла до 82,6%.

Так, если ранее в топ-10 брендов входили такие марки, как Renault, Kia, Hyundai, Nissan, Toyota, то сейчас их место заняли «китайцы» (Haval, JAC, Voyah, FAW, Dongfeng), о существовании которых пару лет назад мало кто знал в Беларуси.

Рынок переходит на электромобили

Еще один важный тренд прошлого года – в 6,7 раза (до 422 машин) дилеры увеличили продажи так называемых зеленых автомобилей (электромобилей и последовательных гибридов). В 2024 г. дилеры планируют продать не менее 1900 зеленых автомобилей, т.е. в разы больше, чем в 2023 г.

«Я думаю, что даже цифру 1900 легковых автомобилей мы с легкостью преодолеем», – предположил С. Варивода, отвечая на пресс-конференции на вопросы «ЭГ».

По мнению председателя правления Автомобильной ассоциации «БАА», «регуляторика потихонечку меняется в пользу» стимулирования дилерского ввоза электромобилей, хотя до последнего времени этим активно занимались физлица благодаря преференциям, преду­смотренным в законодательстве.

Кроме того, отметил С. Варивода, стало меняться отношение зарубежных компаний, выпускающих электромобили, к белорусскому авторынку. Рост продаж электромобилей в Беларуси постепенно повышает интерес зарубежных производителей зеленых автомобилей к белорусскому авторынку, уточнил эксперт.

Кстати, электромобили планируется выпускать и в Беларуси. Оте­чественный электрокар уже существует в виде экспериментального образца, над его созданием работают специалисты Академии наук, сообщил на пресс-конференции генеральный директор «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский.

«Для нашей страны электромобиль является наиболее оптимальным устройством, поскольку у нас есть избыточные мощности электричества, относительно хорошие дороги и относительно небольшие расстояния, а также удовлетворительная инфраструктура зарядных станций», – отметил Г. Свидерский.

Он напомнил, что в Китае в прошлом году произведено 24 млн автомобилей, в т.ч. 40% из них – электромобили. Это говорит о том, что данное «направление все больше и больше становится трендом, и поэтому на него нужно обращать больше внимания».

Прогноз на 2024 год

Чтобы спрогнозировать тенденции авторынка в новом году, Автомобильная ассоциация «БАА» провела опрос среди членских организаций.

Консенсус-прогноз на основании оценок руководителей дилерских центров показал, что в текущем году объем продаж легковых автомобилей вырастет на 25% – до 26,85 тыс. единиц и также на четверть может увеличиться реализация легких коммерческих автомобилей. Ожидается, что их будет продано около 4,5 тыс. единиц в 2024 г., сообщил С. Варивода.

По его словам, росту продаж в текущем году может способствовать вывод новых моделей автомобилей (предполагается, что их будет не менее 28). Стабильные цены также будут способствовать увеличению продаж (кстати, в прошлом году они практически не менялись), а вот ускорение инфляции, напротив, может охладить активность на авторынке.

Рост реальных доходов населения, доступность лизинговых и кредитных продуктов, а также рост инвестиций субъектов хозяйствования также могут благотворно сказаться на продажах автодилеров. Кроме того, по их мнению, не до конца исчерпан эффект отложенного спроса, сформировавшегося в 2022 г. на фоне роста цен.

Правда, есть и неблагоприятные факторы, влияющие на динамику продаж у официальных дилеров.

Наибольшее негативное влияние на деятельность автоимпортеров, по их мнению, по-прежнему оказывает использование недобросовестными предпринимателями льгот для инвалидов и многодетных семей, сообщил С. Варивода.

Данные льготы предусмотрены Указом от 10.04.2019 № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов». Документ позволяет отдельным категориям граждан (инвалидам, многодетным семьям) ввозить в страну машины из-за рубежа с возмещением от государства половины таможенных пошлин.

Участники авторынка уже несколько лет обращают внимание, что данным НПА пользуются предприниматели, которые перепродают машины, предназначенные для «льготников», и тем самым создают недобросовестную конкуренцию официальным автодилерам. Поэтому они инициировали внесение изменений в названный Указ, однако пока поправки не приняты.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений