Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Транспортный сектор: между потерями и ростом

Фото: freepik.com

Транспортники испытали на себе один из наиболее жестких санкционных ударов. Тем не менее итоги их работы нельзя назвать разочаровывающими. В 2024 г. это один из кандидатов на хороший результат и возвращение к позитивной динамике.

Грузооборот продолжил снижение

Валовая добавленная стоимость транспортных организаций по итогам 2023 г. обеспечила около 4,9% ВВП Беларуси.

В 2023 г. добавленная стоимость в секции «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность» сократилась в реальном выражении к 2022 г. на 1,8% при росте добавленной стоимости в экономике на 3,8%. Вклад секции в динамику ВВП за календарный год был отрицательным и составил порядка -0,1 п.п.

В 2022–2023 гг. транспортная отрасль подверглась существенному санкционному давлению. На фоне этого начиная с периода январь-май 2022 г. Белстат удалил из оперативно публикуемой информации сведения о грузовых перевозках транспорта (кроме грузооборота). Также из публичного доступа была изъята оперативная статистика о показателях в разрезе видов транспорта.

В январе 2024 г. Минэкономики опубликовало итоги анкетирования резидентов СЭЗ Беларуси, согласно которому одним из ключевых барьеров ведения деятельности резиденты назвали усложнение логистических цепочек, в т.ч. проблемы с обеспеченностью транспортом (в особенности железнодорожным), увеличение сроков доставки и повышение стоимости грузоперевозок.

По итогам 2023 г. грузооборот транспорта составил 72 920,1 млн т-км, что на 17,7% меньше, чем за 2022 год. При этом грузооборот за 2022 год снизился относительно 2021 г. на 25,4%, т.е. снижение в 2023 г. наблюдалось к низкой базе 2022 г. За 2023 год пассажирооборот транспорта составил 23 110,2 млн пасс.-км (+7,8% к уровню 2022 г.).

В феврале 2024 г. премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что в ЕАЭС нужно переходить на безразрешительную систему международных автоперевозок грузов.

«Сохраняет актуальность и вопрос о переходе на безразрешительную систему международных автомобильных перевозок грузов, в т.ч. из третьих стран. Пока эта работа ведется преимущественно на двусторонней основе. У нас формализованы договоренности с коллегами из Кыргызстана и России», – отметил Р. Головченко.

Рост заработков на фоне кадровой оптимизации

За 2023 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в Беларуси составила 1902,3 руб. (+11,0% в сопоставимых ценах к 2022 г.), в т.ч. за декабрь – 2271,0 руб. (+11,8%). Показатели у транспортников достигли 1917,3 руб. по итогам 2023 г. (+13,7%) и 2239,1 руб. за декабрь (+7,0%).

В 2023 г. среднечасовая заработная плата одного работника в экономике составила 11,7 руб. (10,0 руб. за 2022 год), в т.ч. в декабре – 14,0 руб. (11,1 руб.). Среднечасовая заработная плата одного работника в секции достигла в 2023 г. 12,4 руб. (10,4 руб. в 2022 г.), в т.ч. в декабре – 14,0 руб. (11,9 руб.).

По итогам 2023 г. занятые в транспортной отрасли находились на рабочих местах 1866 часов (1864 – в 2022 г.). Средняя трудовая нагрузка в экономике составила 1894 часа (1908 – в 2022 г.).

Среднесписочная численность работников в анализируемой секции за 2023 год составила 167,0 тыс. человек (-3,8% к 2022 г.). В декабре 2023 г. показатель снизился до 163,8 тыс. человек (-2,4%). В среднем по экономике численность уменьшилась на 1,7% и 0,6% соответственно.

В 2023 г. соотношение принятых и уволенных работников транспорта составило 81,6% (90,9% в экономике). За указанный период наниматели в рассматриваемой секции приняли на работу 27,4 тыс. человек, уволив за тот же период 33,6 тыс.

Падение прибыли и рентабельности

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций транспорта (с числом работающих от 16 человек) составила за 11 месяцев 2023 г. 19 026,5 млн руб. По сравнению с 2022 г. она возросла в текущих ценах (без учета инфляции) на 2,7%.

За январь-ноябрь 2023 г. прибыль от реализации на транспорте сложилась на уровне 1083,7 млн руб. (-3,4% к 2022 г.). Прибыль до налогообложения за 11 месяцев достигла 487,5 млн руб. (-35,8%), чистая прибыль – 317,1 млн руб. (-41,1%). Чистая прибыль прибыльных организаций составила 676,0 млн руб. (-21,3%), а чистые убытки убыточных – 358,9 млн руб. (+11,7%).

Средняя рентабельность продаж в отрасли по итогам 11 месяцев составила 5,7% при 6,1% за аналогичный период 2022 г. Средний уровень рентабельности по экономике за январь-ноябрь – 7,2% (8,7% в 2022 г.).

Уровень рентабельности на транспорте отличался по месяцам 2023 г. Рентабельность продаж по отрасли была максимальной в августе (7,6%), минимальной – в июне (3,3%).

По результатам 11 месяцев около 22,7% отчитавшихся организаций транспорта были нерентабельны, а 36,5% показали рентабельность в пределах 0–5%. Средние доли таких категорий организаций по экономике – 18,0% и 30,5% соответственно.

За январь-ноябрь 2023 г. 18,3% организаций отрасли показали рентабельность не ниже 10%, 7,2% организаций – не менее 20%, 3,2% организаций – рентабельность от 30% и более. В экономике данные категории организаций составили соответственно 29,4%, 8,2% и 3,3% от всех отчитавшихся.

Обязательства пошли в рост

Суммарная задолженность организаций транспорта на 1 декабря 2023 г. составила 7939,5 млн руб. (+20,2% к 1 января 2023 г.). Просроченная часть суммарной задолженности в отрасли достигла 404,3 млн руб. (+87,5%). Удельный вес просроченных обязательств – 5,1% при 6,4% в экономике.

Кредиторская задолженность на 1 декабря 2023 г. составила 3460,1 млн руб. (+20,3% к 1 января 2023 г.). Просроченная – достигла 317,7 млн руб. (+65,5%). Удельный вес просроченных обязательств – 9,2% против 12,6% в экономике.

Задолженность по кредитам и зай­мам на 1 декабря 2023 г. – 4479,4 млн руб. (+20,0% к 1 января 2023 г.). Просроченная задолженность по кредитам и займам достигла 86,6 млн руб. (рост в 3,7 раза). Доля просроченных обязательств – 1,9% при 2,1% в экономике.

Дебиторская задолженность на 1 декабря 2023 г. составила 3424,7 млн руб. (+33,1% к 1 января 2023 г.). Просроченная – достигла 309,5 млн руб. (+17,5%). Удельный вес просроченных обязательств – 9,0% при 14,2% в экономике.

По итогам 11 месяцев 2023 г. организации транспорта направили на погашение кредитов банков и займов 2632,7 млн руб. По сравнению с 2022 г. размер выплат сократился на 0,6% в текущих ценах (прирост по экономике – 20,8%). На погашение кредитов и займов организации отрасли направили 13,8% от выручки (среднее по экономике – 29,6%).

***

Подведем некоторые итоги. В 2023 г. транспорт остался среди секторов экономики, которые не до конца преодолели негативное воздействие санкций. Падение грузооборота произошло несмотря на низкую базу 2022 г.

С высокой вероятностью снижение показателей транспорта связано с уменьшением транзитных поставок российских углеводородов на европейский рынок. По результатам 2024 г. не исключен возврат к позитивной динамике.

Правительство работает над посткризисным восстановлением отрасли. В частности, белорусские чиновники лоббируют на уровне ЕАЭС переход на систему автомобильных перевозок грузов без выдачи предварительных разрешений.

В 2023 г. транспортный сектор обеспечил работникам растущие заработные платы. Однако данный рост сопровождался сокращением штатов у крупных и средних компаний. При этом уровень трудовой нагрузки среднего работника остался практически на отметке 2022 г.

За 2023 год в отрасли уменьшились все основные виды прибыли и возросли убытки убыточной части организаций. Объем выручки увеличился в текущих ценах, но в реальном выражении динамика выручки была негативной.

В 2023 г. у транспортников фиксировались выплаты по обязательствам существенно ниже среднего уровня по экономике. Это позволило транспортному бизнесу не отвлекать на погашение кредитов и займов чрезмерную долю выручки.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений