КоАП-2021: — Ответственность за нарушение таможенного законодательства
Фото: pravo.by
Что изменилось в деятельности таможни с 01.03.2021, когда начали действовать новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях? За совершение каких правонарушений таможенные органы теперь могут привлекать к административной ответственности юридических и физических лиц?
Компетенция таможенных органов на составление протоколов об административных правонарушениях с 01.03.2021 несколько сузилась, поскольку:
- отдельные правонарушения с 01.03.2021 уже не рассматриваются в качестве административных таможенных правонарушений,
- в отношении ряда правонарушений протоколы об административных правонарушениях составляются иными государственными органами.
В КоАП от 06.01.2021 № 91-З (КоАП-2021) изменены некоторые составы правонарушений, а также изменилась нумерация статей по сравнению с КоАП от 21.04.2003 № 194-З (КоАП-2003).
Проведем сравнительный анализ статей КоАП-2021 и КоАП-2003:
- часть 2 ст. 10.15 КоАП-2021 «Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов интеллектуальной собственности» в отличие от ч. 3 ст. 9.21 КоАП-2003 не предусматривает ответственность за хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания;
- ст. 13.12 КоАП-2021 «Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров» (ч. 4 ст. 12.17 КоАП-2003) в соответствии с примечанием не устанавливает ответственность за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров, если в отношении данных хозяйственных операций ранее применены положения п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь. То есть эта статья неприменима в случае, когда основной целью совершения сделки (операции) являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога, поскольку в этом случае умысел направлен на уклонение от уплаты платежей. Соответственно, в данном случае будут применяться положения ст. 14.4 КоАП-2003 или рассматриваться вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Помимо этого, в отличие от КоАП-2003 статья не предусматривает привлечения к ответственности за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров без наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов.
Справочно: Под сопроводительными документами понимаются транспортные (перевозочные) и (или) грузосопроводительные документы, оформляемые при выполнении перевозки груза в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»);
- ст. 13.18 КоАП-2021 «Нарушение порядка оборота, перемещения, транзита алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий» полностью содержит положения ст. 12.23 КоАП-2003;
- ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 12.27 КоАП-2003 нашли отражение в частях ст. 13.21 КоАП-2021. Вместе с тем ст. 13.21 КоАП-2021 не предусматривает отдельную ответственность за совершение повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение перемещения по территории Беларуси физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, более 5 литров алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками (ч. 21 ст.12.27 КоАП-2003);
- ст. 13.35 КоАП-2021 «Нарушение порядка статистического декларирования товаров» скомпилирована из положений ст. 11.44 и 11.45 КоАП-2003.
Справочно: Согласно подп. 1.1. Указа Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» статистическая декларация – декларация, которая:
представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем (грузополучателем) либо по их поручению таможенным представителем для целей статистического учета отгрузок (поставок) товаров, совершение таможенных операций, в отношении которых не производится, по одному и более фактам отгрузок (поставок) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 3000 евро и более, за отчетный календарный месяц в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего возмездную передачу товаров;
регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий;
является документом валютного контроля внешнеторговых операций;
- ч. 9 ст. 14.4 КоАП-2021 «Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом платежей, взимаемых таможенными органами, на сумму более сорока базовых величин». В КоАП-2003 практически аналогичная норма присутствовала в ч. 9 ст. 13.6. Вместе с тем появились новые квалифицирующие признаки. Так, ч. 9 ст. 14.4 КоАП-2021 устанавливает ответственность не только за неуплату или неполную уплату в установленный срок платежей, но и еще процентов, на сумму более 40 базовых величин (далее – БВ; в ч. 9 ст. 13.6. КоАП-2003 – более 10 БВ). При этом в силу подстрочного примечания к ст. 14.4 КоАП не являются административным правонарушением деяния, которые связаны с представлением действительного (полученного законным путем), заполненного в соответствии с международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, документа о происхождении товаров, выдаваемого уполномоченным органом иностранного государства и впоследствии не признанного таможенным органом Республики Беларусь;
- ст. 14.8 КоАП-2021 «Нарушение порядка или сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица или требований взыскателей по платежам в бюджет» практически скомпилирована из ст. 13.10 и 13.11 КоАП-2003. Поскольку внесение платежей в бюджет осуществляются плательщиками посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств, порядок функционирования которой определяется Положением о порядке осуществления безналичных расчетов посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств и ее функционирования, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 28.06.2019 № 432/11, данное обстоятельство также учтено в диспозиции ст. 14.8 КоАП-2021;
- ст. 15.1 КоАП-2021 «Перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время» (в КоАП-2003 – ст. 14.1). Заметим, что из КоАП исключены нормы о применении административной ответственности за покушение на административное правонарушение и соучастие в административном правонарушении, поскольку указанные институты мало применялись на практике. Вместе с тем предусмотрена административная ответственность за попытку совершения отдельных правонарушений, если соответствующая норма непосредственно содержится в диспозиции статьи нового КоАП. Поскольку такой признак, как попытка совершения отдельных правонарушений, присутствует как в части первой, так и в части второй ст. 15.1 КоАП, то ответственность, предусмотренная рассматриваемой статьей, наступает не только при совершении соответствующего действия, но и за попытку его совершения. При этом под попыткой совершения административного правонарушения понимается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. К таким обстоятельствам относят не только действия (например, должностных лиц таможенных органов, которые пресекли противоправное деяние виновного лица), но и сложившиеся погодные условия, поломку техники, на которой перевозились товары, и т.п;
- ст. 15.2. КоАП-2021 «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров» (в КоАП-2003 – ст. 14.2). Заметим, с 01.03.2021 не образует состава административного правонарушения утрата подлежащих представлению таможенному органу таможенных документов, а также коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документов, в отношении которых таможенными органами применены средства идентификации. В КоАП-2003 данное правонарушение предусматривалось ч. 3 ст. 14.2;
- ст. 15.3. КоАП-2021 «Покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров». Теперь в отличие от КоАП-2003 (ст. 14.3) к административной ответственности по данной статье не подлежат привлечению индивидуальные предприниматели и юридические лица;
- ст. 15.4 КоАП-2021 «Нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза» в полном объеме повторяет нормы ст. 14.4 КоАП-2003;
- ст. 15.5. КоАП-2021 «Недекларирование либо представление недостоверных сведений о товарах». Подобное правонарушение предусматривалось и ст. 14.5 КоАП-2003. Вместе с тем в рассматриваемой статье появились новые квалифицирующие признаки. В частности, согласно ч.1 ст. 15.5 КоАП-2021 не будет образовывать состав административного правонарушения недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, если это не могло послужить основанием для освобождения от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь или международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В частности, при отсутствии установленных запретов и ограничений не подлежат ответственности лица за недекларирование товаров незначительной стоимости (п. 2 ст. 136 или п. 2 ст. 225 Таможенного кодекса ЕАЭС), при недекларировании в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров, в отношении которых отсутствуют запреты и ограничения и не установлены вывозные таможенные пошлины.
Часть 3 ст. 15.5 КоАП-2021 теперь предусматривает ответственность, в т.ч. за представление таможенному органу при подаче заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары недостоверных сведений о товарах.
В КоАП-2003 указанной частью предусматривалась ответственность исключительно при таможенном декларировании товаров.
Также ответственность по ч. 3 ст. 14.5 КоАП-2003 наступала только если неправомерные действия послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов. А ч. 3 ст. 15.5 КоАП-2021 предусматривает ответственность если указанные действия послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, или занижения их размера. То есть к таким последствиям относятся не только возможность неуплаты (неуплата) таможенных пошлин, налогов, но еще и возможность неуплаты (неуплата) специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов.
Помимо этого, ст. 15.5 КоАП-2021 дополнена ч.ч. 4 и 5. Так, ч. 4 ст. 15.5 КоАП-2021 предусматривает ответственность за совершение правонарушения в крупном размере. При этом деяние признается совершенным в крупном размере, если общая стоимость предметов административного правонарушения в 100 и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения;
- ст. 15.6 КоАП-2021 «Нарушение условий и порядка использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, несоблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами» соответствует ст. 14.6 КоАП-2003 за исключением того, что с 01.03.2021 к ответственности по этой статье могут быть привлечены исключительно индивидуальные предприниматели или юридические лица;
- ст. 15.7. КоАП-2021 «Использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка» подобна ст.14.7. КоАП-2003. В тоже время ее нормы несколько скоррелированы с положениями ст. 264 Таможенного кодекса ЕАЭС, согласно которой допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года.
Нормы отдельных статей КоАП-2021 соответствуют положениям статей КоАП-2003
Например, нормы статьи 15.8 КоАП-2021 «Нарушение сроков представления таможенной декларации либо непредставление документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации» соответствуют положениям ст. 14.8 КоАП-2003;
статьи 15.9 КоАП-2021 «Нарушение порядка ведения учета товаров либо порядка и сроков представления отчетности» – ст. 14.9 КоАП-2003;
статьи 15.10 КоАП-2021 «Несоблюдение порядка таможенного транзита» – положениям ст. 14.10 КоАП-2003;
статьи 15.11 КоАП-2021 «Проведение операций с товарами без разрешения таможенного органа» – ст. 14.12 КоАП-2003;
статьи 15.13 КоАП-2021 «Нарушение требований или условий временного хранения товаров» – ст. 14.14 КоАП-2003;
статьи 17.6 КоАП-2021 «Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания» соответствуют положениям ст. 16.10 КоАП-2003;
статьи 25.3 КоАП-2021 «Непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений» соответствуют положениям ст. 24.3 КоАП-2003;
ч. 1 ст. 18.36 КоАП-2021 «1. Осуществление водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без разрешения на осуществление такой перевозки, если такое разрешение в соответствии с законодательством обязательно» соответствуют положениям ст. 18.42 КоАП-2003.
Отдельные статьи дополнены или подкорректированы
- ст. 15.12 КоАП-2021 «Изменение, удаление, уничтожение, замена, повреждение или утрата средств идентификации» (ст. 14.13 КоАП-2003) дополнена квалифицирующим признаком: совершенные деяния должны привести к возможности доступа к товарам, находящимся под таможенным контролем;
- ч.ч. 1, 2, 5 ст. 18.19 КоАП-2021. В КоАП-2003 таможенные органы наделялись правом привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 и 4 ст. 18.20 КоАП-2003. В сравнении с ч.ч. 1 и 4 ст. 18.20 КоАП-2003 в ст. 18.19 КоАП-2021:
ч. 1 предусматривает ответственность физических лиц за управление транспортным средством, зарегистрированным на территории Республики Беларусь. Напомним, что согласно подп. 2.74. Правил дорожного движения, утв. Указом Президента от 28.11.2005 № 551, под управлением транспортным средством понимается воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального. То есть ответственность здесь будет наступать не только в случае эксплуатации транспортного средства, но и при любом его движении (например, в пределах территории дачного участка, принадлежащего физическому лицу, при проведении его ремонта или для проведения уборки под автомобилем);
ч. 2 предусматривает ответственность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при эксплуатации в дорожном движении транспортного средства, зарегистрированных в Республике Беларусь;
ч. 5 предусматривает ответственность физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей за участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами;
- ст. 18.37 КоАП-2021 «Нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств» (в части управления тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонения от маршрута, указанного в этом разрешении)» соответствуют положениям ст. 18.43. КоАП-2003. Вместе с тем, статья 18.37 КоАП-2021 дополнена подстрочным примечанием, согласно которому не является административным правонарушением управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством в случаях, когда весовые и (или) габаритные размеры транспортного средства не превышают более чем на 5% допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
- ч. 2 ст. 19.11 КоАП-2021 «Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции» соответствуют положениям ч. 2 ст. 17.11 КоАП-2003. Вместе с тем, таможенные органы исключены из перечня органов, наделенных правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 1 ст. 19.11 КоАП-2021, устанавливающей ответственность за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции;
- ст. 24.11 КоАП-2021 «Непредставление документов, отчетов и иных материалов» соответствует ст. 23.16 КоАП-2003. Вместе с тем, статья дополнена подстрочным примечанием, согласно которому административным правонарушением не является непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней;
- ч.ч. 1 и 2 ст. 24.14 КоАП-2021«Нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи» соответствуют таким же частям ст. 23.23 КоАП-2003. При этом ответственность по ч. 2 ст. 24.14 КоАП-2021 в отличие от ч. 2 ст. 23.23 КоАП-2003 наступает не только у получателей иностранной безвозмездной помощи, но и у вторичных (последующих) получателей. Под вторичными (последующими) получателями согласно Декрету Президента от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» понимаются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получившие помощь от получателей (вторичных получателей) согласно плану целевого использования помощи в целях ее использования, а также для дальнейшей передачи помощи физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в целях ее использования;
- ст. 24.21 «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь» повторяет ст. 23.32 КоАП-2003. Однако теперь в ч.1 этой статьи не предусмотрена ответственность за приготовление к совершению такого нарушения (в ч. 1 ст. 23.32 КоАП-2003 ответственность наступала в т.ч. в случае покушения на такое нарушение).
Таможенные органы исключены из перечня органов, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями (их структурными элементами):
- 13.1 нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации, вывоза из Республики Беларусь лома и отходов черных и цветных металлов (соответствует ст. 12.29 КоАП-2003);
- 13.33 недобросовестная конкуренция (ст. 11.26 КоАП-2003);
- ч. 9 ст. 13.22 продажа юридическим лицом физическим лицам, въезжающим в Республику Беларусь из государства – члена ЕАЭС, в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС воздушным видом транспорта, табачных изделий в объеме более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), более 250 граммов табака или иных табачных изделий (ч. 9 ст. 12.26 КоАП-2003).
Не образуют с 01.03. 2021 состав административного правонарушения:
- непринятие перевозчиком мер в случае аварии, действия непреодолимой силы или при иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, выразившееся в неисполнении обязанности по сообщению в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров или по их перевозке (обеспечению перевозки) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом (ст. 14.11 КоАП-2003);
- нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 14.15 КоАП-2003);
- нарушение порядка обозначения зон таможенного контроля, осуществление производственной и иной коммерческой деятельности в пределах зон таможенного контроля, перемещение товаров, в т.ч. транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение является обязательным (ст. 14.16 КоАП-2003).
Без вины виноватые
Дополнительно следует обратить внимание, что в КоАП-2021 не нашла отражения действовавшая в КоАП-2003 статья 3.5. «Вина юридического лица». Вместе с тем ч. 2 ст. 4.6. КоАП-2021 установлено, что юридическое лицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции, с учетом специального условия, предусмотренного ч. 3 ст. 4.6. КоАП-2021, и данным лицом не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо.
В тоже время согласно примечанию 2 к гл. 15 КоАП-2021 при наличии поводов и оснований для начала административного процесса в отношении юридического лица за совершение административного таможенного правонарушения либо начала административного процесса в отношении такого лица ведение административного процесса в отношении физического лица исключается. Очевидно, введение данной нормы обусловлено, с одной стороны, сложностью таможенного законодательства для понимания конкретными работниками юридических лиц. А с другой стороны, здесь учитывается то обстоятельство, что во внешнеэкономической деятельности работники юридических лиц действуют, как правило, в интересах этих лиц.
Изменения касательно сроков наложения административного взыскания
Что касается применения таможенными органами санкций с 01.03.2021, то согласно ст. 7.6 КоАП-2021 (в отличие от ст. 7.6 КоАП-2003), сроки наложения административного взыскания установлены от категории лица, совершившего административное правонарушение. Так, административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения:
1) физическим лицом – не позднее двух месяцев со дня его совершения, а за совершение таким лицом длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
2) индивидуальным предпринимателем, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, юридическим лицом, а равно должностным лицом в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей – не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения и шести месяцев со дня его обнаружения;
3) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в части административных правонарушений против порядка налогообложения (ст. 14.4.) и порядка таможенного регулирования (т.е. предусмотренных главой 15 КоАП-2021), а также административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 19.11 КоАП-2021, – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
В случае отмены постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание на лицо, в отношении которого постановление отменено, может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены, а в случае утраты силы постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении – не позднее двух месяцев со дня утраты силы постановления.
В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки по заявлению или сообщению о преступлении, предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях лица, в отношении которого принято такое решение, признаков совершенного административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия такого решения.
В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 12.2 ПИКоАП административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.
Подводя итог, отметим, что после введения в действие новых КоАП и ПИКоАП подходы в части привлечения лиц к административной ответственности в области внешнеэкономической деятельности в целом не изменились. Вместе с тем произошла либерализация законодательства в части исключения привлечения лиц к ответственности за совершение несущественных нарушений.