Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как белорусские власти будут отвечать на санкции: правила прописали в Законе

Фото: freepik.com

В Беларуси принят Закон от 12.07.2023 № 280-З «О применении специальных ограничительных мер» (далее – Закон), которым систематизирован порядок введения контрсанкций в ответ на недружественные действия иностранных государств. Изучили, что добавляет новый законодательный акт к уже существующим механизмам.

Отметим, что работа депутатов над этим Законом широко не освещалась. Фактически о его принятии стало известно после официального опубликования. Новый акт не только закрепляет на уровне закона уже существующую практику применения контрмер в ответ на санкционное давление, но и содержит положения, призванные усилить защиту белорусских организаций и граждан, попавших под санкции.

К кому могут применить контрсанкции

Под специальными ограничительными мерами в Законе понимаются меры экономического характера и иные меры противодействия, не связанные с применением силы или угрозы силой, направленные на исключение (минимизацию) негативных последствий недружественных действий иностранных государств в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций.

Из Закона следует, что контрмеры не должны вводиться в ответ на недружественные действия автоматически, а только после того, как исчерпаны иные возможности минимизации негативных последствий санкций: дипломатия, переговоры, посредничество. При этом ответные ограничения должны быть соразмерны последствиям недружественных действий и не выходить за пределы необходимого (принцип пропорциональности), а также не оказывать негативного влияния на саму Беларусь, ее граждан и организации (принцип эффективности).

Спецмеры могут применяться не только к самим иностранным государствам, совершающим недружественные действия, но и к иностранным юридическим лицам и гражданам, связанным с такими государствами (включая тех, которые преимущественно ведут хозяйственную деятельность или извлекают прибыль от нее в этих странах), а также к лицам, находящимся под контролем указанных иностранных субъектов независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хоздеятельности. Всех этих лиц в Законе именуют «объектами применения специальных мер».

Одновременно оговорено, что в отношении белорусских организаций и граждан контрмеры вводиться не могут, нужно понимать, т.е. если их контролируют иностранные лица из «недружественных» стран.

Запреты, отсрочки и прочее: виды спецмер

В Законе определен перечень возможных ответных мер, причем часть из них уже активно применяется. Условно контрсанкции можно разделить на три группы:

1) установление запретов или ограничений на:

– ввоз в Беларусь и реализацию на ее территории отдельных групп товаров иностранного происхождения (вспоминаем косметику Nivea, пиво из Польши и Литвы, «запрещенные» овощи и фрукты и т.д.);

– транзит отдельных групп товаров, происходящих из «недружественных» стран или произведенных другими объектами применения спецмер;

– импорт работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицами из «недружественных» государств (пример – запрет на услуги по маркировке импортируемого алкоголя на территории таких государств);

– вывоз из Беларуси отдельных групп товаров, работ (услуг) в страны, совершившие недружественные действия;

– использование территории Беларуси, включая воздушное пространство (так, с апреля 2022 г. постановлением Совмина от 22.04.2022 № 247 (далее – постановление № 247) запрещено перемещение по территории РБ грузового автотранспорта, зарегистрированного в ЕС);

– совершение финансовых операций (в т.ч. с использованием денежных средств, ценных бумаг, электронных денег, драгметаллов и др.);

2) отсрочка исполнения обязательств (мораторий):

– по внешнеторговым договорам на период действия обстоятельств, послуживших основанием для применения контрсанкций;

– в отношении объектов применения спецмер;

3) приостановление международного сотрудничества и (или) инициирование приостановления действия или прекращения международных договоров РБ с иностранными государствами, совершившими недружественные действия, а также приостановление сотрудничества с иными объектами применения контрмер (пример – приостановление действия Соглашения между правительствами Беларуси и Польши о сотрудничестве в сфере образования).

Этот перечень не является закрытым – Совмин, который уполномочен вводить и отменять ограничения, по поручению президента может применять и иные меры.

Обязанности и ответственность

В Законе установлена обязанность белорусских организаций и граждан, иностранных организаций, на которые распространяется право РБ, и временно находящихся в Беларуси иностранцев и лиц без гражданства соблюдать специальные ограничительные меры. За невыполнение этой обязанности будет наступать ответственность в соответствии с законодательными актами.

Например, за нарушение ограничений, введенных постановлением № 247, перевозчиков из ЕС штрафуют по ч. 1 ст. 18.36 КоАП (осуществление международной автомобильной перевозки грузов без разрешения) и по ст. 24.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица госоргана), а за импорт запрещенных товаров можно ответить по ст. 13.12 КоАП (нарушение порядка приобретения, транспортировки, отпуска и реализации товаров).

В то же время перечисленные выше организации и физлица освобождаются Законом от гражданско-правовой ответственности за неисполнение договорных и иных обязательств, на исполнение которых существенно повлияли примененные Беларусью спецмеры.

Разбирательство в иностранном суде могут запретить

Закон регламентирует вопросы подсудности экономических споров, подоплекой которых послужили санкции, введенные в отношении белорусских юридических и физических лиц.

Так, если международным договором РБ или соглашением сторон не оговорена подсудность спора в сфере предпринимательской деятельности иностранному суду, то спор с участием попавших под санкции белорусских лиц, равно как и спор, обусловленный недружественными действиями, должен рассматриваться белорусским экономическим судом. Исключительная подсудность суду Беларуси будет применяться и тогда, когда соглашение сторон о подсудности спора иностранному арбитражу не может быть исполнено из-за недружественных действий, препятствующих белорусской стороне защищать свои права и интересы за границей.

Вместе с тем, если резидент РБ, подвергшийся санкциям, сам инициировал рассмотрение дела в иностранном суде или не возражал против такого судебного разбирательства, решение иностранного суда будет исполняться на территории Беларуси в общем порядке, определенном ХПК.

Кроме того, резиденты РБ, попавшие под санкции, смогут обратиться в экономический суд Беларуси с заявлением о запрете другой стороне инициировать или продолжать разбирательство спора в иностранном суде или арбитраже. Это новый вид процессуального обращения, не предусмотренный ХПК, поэтому Законом детально урегулирован и порядок рассмотрения такого заявления. Очевидно, из документов, прилагаемых к заявлению, должно быть понятно, что основанием спора послужили именно введенные санкции.

Решение экономического суда о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде подлежит немедленному исполнению.

В Законе этого не сказано, но можно предположить, что если иностранный контрагент, не имеющий иных экономических интересов в Беларуси, помимо связанных с конкретным спором, проигнорирует такой судебный запрет и все-таки получит решение иностранного суда, то оно попросту не будет признано и исполнено в РБ.

Новый Закон вступает в силу с 31 июля 2023 г.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений