$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Кадры для экономики знаний

06.04.2007

Перед экономикой Беларуси стоит задача формирования постиндустриальной модели развития — построения экономики знаний.

Дмитрий КРУПСКИЙ, руководитель Центра системных исследований и бизнес-образования Института подготовки научных кадров НАН Беларуси, организатор и руководитель школы бизнеса для молодежи «ЛЕОНАРДО М», член Гильдии маркетологов

В странах — технологических лидерах планеты (США, Япония, «ядро» Евросоюза) строительство постиндустриального (информационного) общества активизировалось во второй половине 80-х годов ХХ века. Сегодня там уже создана необходимая инфраструктура, способная трансформировать знания в высокотехнологичную продукцию и различного рода интеллектуальные услуги: информационные, научно-технологические, образовательные, профессиональные, финансовые и др.

В Беларуси формирование экономики знаний только начинается. Дальнейшее ее развитие возможно лишь за счет распространения инноваций в ключевых отраслях и сферах жизнедеятельности. А для этого нужны не только инвестиции, но и в высококвалифицированные специалисты, способные работать по-новому. Их, к сожалению, недостаточно. И национальной системе образования не удается в полной мере удовлетворять потребности рынка труда в профессионалах, владеющих современными управленческими технологиями.

Сегодня Беларуси требуется ежегодно до 7 тыс. специалистов по инновационному менеджменту*. Их готовит лишь Белорусский национальный технический университет, всего-то 25-40 чел. в год. В течение ряда лет в Академии управления по этой специальности обучалась небольшая группа студентов (человек 5-7), но уже с 2006 г. прием был почему-то свернут. Специалистов еще одной остродефицитной профессии — логистиков — лишь недавно начал готовить Международный институт трудовых и социальных отношений, а в Белорусском государственном экономическом университете несколько лет назад у студентов — маркетологов появилась возможность выбирать эту специализацию.

Кроме этого, и качество подготовки специалистов по экономическим и управленческим специальностям явно недостаточное.

В подготовке и переподготовке управленческих кадров (их функции на предприятии выполняют, как правило, работники с экономическим образованием) преобладает описательный подход, преподавание теории превалирует над обучением практическим навыкам, поэтому полученные в вузах знания зачастую неприменимы в реальной жизни.

Подобная ситуация характерна для многих стран с переходной экономикой, Беларусь здесь не исключение. В России, например, с середины 90-х годов прошлого столетия увидели эту проблему и занялись активной подготовкой руководителей-профессионалов, реально владеющих современными управленческими технологиями. Считаю, что нам также нужно двигаться в этом направлении, повышать качество подготовки специалистов и топ-менеджеров.

Однако в развитии бизнес-образования имеется ряд трудностей. Во-первых, отсутствует нормативная правовая база, регулирующая данную сферу. До сих пор не разработаны госстандарты по подготовке в республике специалистов по программам МБА («мастер делового администрирования»). Во-вторых, нет четкости в терминологии: что же относить к бизнес-образованию, а что является классическим экономическим образованием? В-третьих, не разработан механизм его государственного регулирования. Этих барьеров не было бы при четком понимании руководством госорганов, проводящих инновационную политику, места и роли бизнес-образования в национальной инновационной системе страны.

В итоге — отсутствие единых подходов к методологии и организации госрегулирования рынка бизнес-образования, отсутствие необходимого внимания и поддержки государством развития этой сферы. Все это не позволяет развернуть широкомасштабную подготовку управленческих кадров, владеющих современными технологиями в области управления инновационными проектами, логистики, стратегического менеджмента, управленческого учета (контроллинга) и т. п. Как следствие, остается лишь констатировать, что отечественное бизнес-образование фактически оказалось вне поля зрения государства, а его инновационный потенциал в значительной мере невостребован.

*А. В. Марков. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации. Мн.; «Право и экономика», 2006.