$

2.1241 руб.

2.4033 руб.

Р (100)

3.1913 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Изменить отношение к инвестору

20.11.2018

Почему инвесторы не спешат вкладывать средства в белорусскую экономику? Ответ на этот вопрос искали участники парламентских слушаний на тему «Правовые и практические аспекты улучшения инвестиционного климата в Беларуси». 

В Беларуси инвестиционное законодательство построено на мировых принципах, оно гарантирует права инвестора, создает для него благоприятные условия, подчеркнул первый вице-премьер Александр Турчин.

В свою очередь министр экономики Дмитрий Крутой напомнил, что на нашу страну приходится незначительная доля мировых инвестиций (около 0,1%), но акцентировал внимание на грандиозных планах на будущее. Он также проинформировал, что по итогам 9 месяцев годовое задание по привлечению прямых инвестиций на чистой основе практически выполнено – прирост к 2017 г. составил 47,5%.

Депутаты нарисовали далеко не столь оптимистичную картину. Так, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Владислав Щепов сообщил, что на столицу, Минскую и Гродненскую области приходится более 60% всех инвестиций, поступающих в экономику страны. Другие регионы имеют меньший потенциал и не используют свои территориальные преимущества.

Так, в январе – сентябре 2018 г. прямые иностранные инвестиции в Беларуси составили 1 450,4 млн. USD. Из них 762,6 млн. USD были направлены в Минск, 282 млн. USD – в Минскую область. В то же время, например, в Витебской области их сумма не достигла и 14 млн. USD.

Кстати, на такую же тенденцию в развитии регионов указывали эксперты в ходе недавно прошедшего KEF-2018.

Есть здесь и другие вопросы. Если в 2010 г. удельный вес инвестиций в ВВП составлял 33,7%, то в 2016 г. снизился и теперь не превышает 21%. В.Щепов назвал этот уровень критическим, поскольку он не позволяет обновлять оборудование и не обеспечивает конкурентоспособность экономики.

Инвестиции за счет иностранных источников в общем объеме остановились на 10%. А иностранные инвестиции на чистой основе, т.е. без учета кредитов и займов, составляют всего лишь 5%. По мнению депутата, мы здесь отстаем от России, Казахстана, Армении, от соседних стран – членов ЕС. Объемы привлекаемых инвестиций необходимо увеличить в два раза.

Еще одна проблема связана с технологической структурой инвестиций: почти 49% – это строительно-монтажные работы, «фактически вложение денег в стены, а не в оборудование». Ситуацию необходимо кардинально менять на стадии рассмотрения проектов и установления требований к инвесторам, подчеркнул В.Щепов.

Важнейшим фактором, позитивно влияющим на повышение инвестиционной привлекательности Беларуси, назвал членство нашей страны в ЕАЭС председатель Постоянной комиссии по международным делам Валерий Воронецкий. Однако он отметил, что представители государств в созданных интеграционных структурах пока больше занимаются протекционизмом собственных экономик, нежели думают об интересах и конкурентоспособности всего ЕАЭС. Сегодня там отсутствуют единые подходы и координация в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, логистики…

В итоге – многочисленные, постоянно воспроизводящиеся барьеры, изъятия, ограничения. Иностранные инвесторы, построив в Беларуси предприятия с прицелом на рынки других государств ЕАЭС, не всегда могут пробиться туда с высококачественной продукцией.

Руководитель регионального офиса Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине, Беларуси и Молдове Джейсон Пеллмар, в частности, отметил недостатки правоприменительной практики в нашей стране и рекомендовал принять законы о развитии деловой среды, повысить уровень правовой защиты инвесторов, например, разработать и включить в законодательство порядок компенсации ущерба, нанесенного инвестору деятельностью госорганов. Он также обратил внимание на необходимость все же принять решения в отношении неэффективных госпредприятий: возможно, что-то приватизировать, что-то – закрыть.

На другом аспекте этой проблемы акцентировал внимание министр финансов Максим Ермолович. Следует отказаться от нормы, сдерживающей оборот акций негосударственных компаний – речь идет о преимущественном праве выкупа акций местными органами власти. Тем более что исполкомы не имеют источников и ресурсов для приобретения этих бумаг.
Министр рассказал, что объем эмиссии акций на июль 2018 г. составил 31,5 млрд. руб. Для эффективного развития рынка ценных бумаг необходимо, чтобы доля свободно обращающихся акций, распределенных среди мелких и средних инвесторов, составляла не менее четверти от общего объема, а количество крупных акционеров в одном АО было больше трех или четырех. У нас же до сих пор основным акционером является государство.

Поэтому планируется активизировать продажу на бирже госпакетов акций предприятий с долей государства до 50%, снизить его долю в АО до менее 75%.

Необходимые для создания дополнительной инфраструктуры для СЭЗ еще 220 млн. USD надеются найти у международных финансовых институтов. В итоге это позволит довести общий объем инвестиций в СЭЗ до 1 млрд. USD.

Максим Ермолович считает «Великий камень» самым масштабным специальным экономическим режимом страны. Общий объем привлеченных инвестиций в парк в 2018 г. должен, по оценкам, составить 180 млн USD, накопленные инвестиции с момента создания парка оцениваются в 500 млн USD на конец года. А к 2020 г. объем инвестиций должен достигнуть не менее 2 млрд USD с созданием 6,5 тыс. рабочих мест.

Министр экономики Дмитрий Крутой в числе главных задач назвал формирование благоприятной долгосрочной макроэкономической среды, включая поддержание низкой инфляции, стабильных ставок по кредитам, повышение эффективной работы Национального агентства инвестиций и приватизации. Он напомнил, что иностранный капитал в Беларуси стремится в быстроокупаемые проекты, прежде всего в торговлю и сферу услуг, и подчеркнул необходимость постепенной переориентации ресурсов в промышленность.

Успех в деле привлечения инвестиций в отечественную экономику во многом зависит от своевременной и системной работы депутатского корпуса по законодательному обеспечению этого процесса, считает председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. Сегодня в парламенте идет работа по оптимизации мер административной и уголовной ответственности в экономической сфере, реализации механизмов защиты добросовестных инвесторов, совершенствованию корпоративного законодательства. Глава Палаты представителей напомнил об актуализации нормативного регулирования имущественных и земельных отношений, архитектурно-строительной деятельности, таможенного, налогового регулирования, ратификации международных соглашений в сфере взаимной защиты инвестиций.

В частности, ведется подготовка к принятию во втором чтении инициированных депутатами законопроектов о внесении изменений в законы об инвестициях и о приватизации государственного имущества. Проводится масштабная работа по соответствующей корректировке Уголовного кодекса.

Эту же тему продолжил управляющий партнер ООО «Зубр Капитал» Олег Хусаенов, эмоционально призвавший заменить громкие посадки отечественных предпринимателей на домашние аресты («Олег Хусаенов: не надо сажать бизнесменов за решетку, можно обойтись электронными браслетами»). Действительно, сложно говорить о благоприятном климате для инвестора, имеющего шанс попасть под уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства. 

Управляющий партнер ООО «Эрнст энд Янг» Павел Лащенко акцентировал внимание на подготовке специалистов, умеющих и способных найти общий язык с зарубежными предпринимателями. Поколение молодых и грамотных менеджеров через учебу в лучших западных университетах формируется сегодня в Казахстане.

Такие профессионалы когда-то послужили залогом бурного развития экономики Японии, массово учатся за рубежом в настоящее время и китайские управленцы.

И, конечно же, следует менять отношение основной массы белорусских чиновников к инвестору, который приходит со своим капиталом для того, чтобы заработать. У нас же его нередко воспринимают как мецената или спонсора, обязанного за свой счет расшить узкие места белорусской экономики.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА