Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №47(2544) от 28.06.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Из ИП хотят сделать самозанятых или микроорганизации. — Минфин объяснил, чего ждет от нового НК

Дмитрий Кийко. Фото: minfin.gov.by

Проект изменений в Налоговый кодекс, вызвавший немалый резонанс в бизнес-сообществе, обсуждался 1 октября на заседании Консультативного совета по налоговой политике при Минфине. Подробности о содержании встречи пока неизвестны. Однако первый замминистра финансов Дмит­рий КИЙКО прокомментировал журналистам ряд планируемых нововведений.

По его словам, системные изменения коснутся в первую очередь налогообложения индивидуальных предпринимателей. «В настоящее время у нас индивидуальная предпринимательская деятельность может применяться в различных организационно-правовых формах. Это самозанятые граждане, ИП, отчасти микроорганизации. Все эти субъекты применяют различные системы налогообложения, – подчеркнул замминистра. – В результате такого многообразия сегодня отмечается излишняя конкуренция между самими субъектами, а также использование ИП в схемах по налоговой оптимизации» (цитата по БелТА. – Прим. ред.).

В Минфине считают, что это «соответствующим образом отражается и на доходах бюджета». Там отмечают тенденцию: несмотря на рост количества субъектов предпринимательской деятельности, доля доходов от данных категорий плательщиков в бюджете не увеличивается и традиционно не превышает 2,5%. В связи с этим выработана концепция проекта, целью которой является четкое разграничение субъектного состава плательщиков (самозанятые, ИП, микроорганизации).

 

Смотреть придется шире

Что важно, изменения в отношении предпринимателей не ограничатся поправками в НК.

С 2023 г., пояснил Дмитрий Кийко, предполагается введение заявительного принципа регистрации самозанятых с определением видов деятельности, которыми они не смогут заниматься, а остальные виды будут разрешены. Такая деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников.

В связи с этим предполагается сокращение видов деятельности, которые можно будет осуществлять индивидуальным предпринимателям. Предложен обратный подход: определение всего нескольких видов деятельности, при осуществлении которых можно будет регистрироваться в качестве ИП с привлечением не более трех наемных работников.

В Минфине ожидают, что основная масса действующих предпринимателей перейдет в самозанятые. С 2022 г. для отдельных видов деятельности хотят ограничить возможность применения УСН, планируется сократить и сферу применения ИП единого налога. Предполагается, что с 2023 г. для индивидуальных предпринимателей останется возможность применения только общей системы налогообложения, т.е. с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами.

Альтернативой названа возможность перехода ИП с наемными работниками в статус микроорганизаций. Для них сохранится возможность работы по УСН. Предельный критерий выручки для этого повысится до 2,15 млн руб. в год. При недостижении данного порога будет возможно применение УСН. Предполагается установить допустимую численность работников в организации до 50 человек, а также единую ставку налога при УСН в размере 6% (см. статью «Налог на профессиональный доход, ИП без УСН и другие изменения в НК-2022», «ЭГ» № 75 за 01.10.2021).

«Мы понимаем, что должен пройти трансформационный период, пока субъекты распределятся по предлагаемым категориям: самозанятые, ИП, микроорганизации, – резюмировал первый замглавы Минфина. – После того как эта система полностью заработает, ее потенциальный эффект оценивается нами в размере 100–200 млн руб. в год, в т.ч. с учетом отчислений в ФСЗН».

О рисках для ИП, которые несет в себе такой переход, пока сказано не было (см. статью «Изменения в НК: бизнес просит повременить», «ЭГ» № 74 за 28.09.2021).

 

Перебить инфляцию

Характеризуя проект НК в целом, заместитель министра выделил в нем «традиционные» направления: индексация ставок налогов и социальных налоговых вычетов для их адаптации к инфляционным процессам, меры фискальной направленности.

Официально такие новации вызваны необходимостью консолидации доходов бюджетов различного уровня на уровне снижающейся централизации доходов, которая обу­словлена внешней конъюнктурой, в первую очередь влиянием российского налогового маневра в нефтяной отрасли, а также необходимостью финансирования борьбы с COVID-19.

Законопроект предусматривает отмену отдельных налоговых льгот и предоставление права местным Советам депутатов повышать стандартную ставку налога на прибыль в пределах 2 процентных пунктов с направлением полученных средств на реализацию инфраструктурных проектов.

В частности, изменения должны коснуться и налогообложения физических лиц. Запланирована отмена льготы в части налога на недвижимость в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. Сейчас, напомним, его уплачивают собственники двух и более квартир. В новой редакции НК предложено уплачивать ее и в отношении первой и единственной.

Цель сформулирована так – «уравнять условия налогообложения граждан, которые являются владельцами индивидуального жилья, а также повысить ресурсную базу местных бюджетов».

В качестве налоговой базы станут использовать расчетную стоимость квартир, которая будет определяться в НК. К ней будет применяться стандартная ставка в размере 0,1%. Согласно расчетам Минфина, сумма налога для стандартной квартиры в Минске составит около 50 руб. в год, в регионах – порядка 25 руб.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений