Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в НК: — бизнес просит повременить

Фото: allminsk.biz

Внесение серьезных изменений в Налоговый кодекс с предполагаемым вступлением их в силу уже с начала 2022 г. может крайне негативно отразиться на положении индивидуальных предпринимателей и белорусской экономики в целом, считают представители крупнейших бизнес-союзов.

В связи с этим они предлагают перенести предлагаемый срок вступления изменений в силу как минимум на полгода вперед. Об этом было заявлено на состоявшемся в Минске 23 сентября круглом столе «О проекте Налогового кодекса Рес­публики Беларусь. Мнение делового сообщества».

 

Предыстория вопроса

 

Разрабатываемый проект изменений в НК на момент публикации статьи нигде официально не публиковался. 28 сентября 2021 года актуальный проект документа опубликован на сайте Минфина.

 

Информация о намерении властей постепенно проводить налоговую реформу озвучивалась в 2019–2020 гг. В феврале текущего года широкий резонанс в бизнес-сообществе вызвала инициатива Комитета государственного контроля по изменению налогообложения индивидуальных предпринимателей с максимальным уходом от возможности уплачивать ими единый налог.

В следующий раз тема прозвучала 22 июля на совещании А. Лукашенко с членами правительства. Тогда она была сформулирована пресс-службой главы государства как «предложения по регулированию базовых форм предпринимательской деятельности – ИП и самозанятых» с выработкой «четкой системы, кто относится к категории индивидуальных предпринимателей, чем они будут заниматься, какие налоги будут платить». На встрече речь шла о требовании «разобраться с выплатами зарплаты в конвертах».

Комментируя итоги этого совещания, министр финансов Юрий Селиверстов заявил:

 

«С точки зрения налогов у нас появилось слишком много различных режимов, которые позволяют скрывать возможные доходы или минимизировать их, используя ряд инструментов». Однако «для тех, кто работает честно, добропорядочно, нужны простые, понятные условия: зарегистрировался, заплатил налог  и к тебе нет никаких претензий».

 

Из слов главы Минфина следовало, что в течение этого и следующего года будут готовиться изменения в НК с тем, чтобы «с 2023 г. предложить более четкие, ясные и понятные условия и в т.ч. увеличить вклад в государственную казну».

 

Что известно на данный момент

Руководители объединений нанимателей оперируют информацией о содержании предлагаемых изменений НК, полученной их членами во время недавних консультаций представителей МНС с предпринимателями в регионах страны.

Эти данные свидетельствуют о том, что изменения налогового законодательства запланированы поэтапные, но достаточно скорые, поскольку первая их часть готовится к вступлению в действие уже с нового года. В таком случае, учитывая тот факт, что осенняя парламентская сессия еще не открылась (она стартует в октябре), процедуры по принятию предложенного законопроекта должны будут вестись очень быстро.

По словам сопредседателя и директора ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Виктора Маргелова, предложенное реформирование налогового законодательства планируется провести в два этапа.

Так, с 2022 г. ИП могут лишиться возможности работать по упрощенной системе налогообложения без НДС. Малые предприятия, наоборот, готовят к полному отказу от работы по УСН с НДС. При этом ИП, работающие по УСН, должны будут уплачивать подоходный налог по ставке 16% от разницы между доходами и расходами. Малые же предприятия ожидает снижение пределов выручки и численности для возможности работы по УСН без НДС. При этом могут быть введены дополнительные критерии по численности занятых.

С 2023 г. возможен полный отказ от единого налога для ИП. Однако планируется, что с этого времени у них вновь появится возможность работать по УСН без НДС. Но она коснется только предпринимателей, занятых в сферах розничной торговли и профессиональных услуг, у которых численность занятых не превышает 15 человек, а объем годовой выручки ограничивается 1 млн руб.

Напомним, на данный момент УСН предполагает ежеквартальную уплату налога с выручки. Те субъекты хозяйствования, которые работают в рамках этого режима с уплатой НДС, исчисляют единый налог по ставке 3%, те, кто не платят НДС, – 5%.

 

Возможные последствия

 

«Эксперты нашего союза просчитали, что в случае, если для ИП будет введен переход с упрощенной на общую систему налогообложения, сумма расходов на переход может составить до 120 млн руб., на обслуживание и использование общей системы, ее сопровождение в 2022 г.  еще 860 млн, – заявил Виктор Маргелов на круглом столе. – Таким образом, суммарно предприниматели понесут расходы около 1 млрд руб. в год и это еще оптимистичная оценка».

 

В бизнес-союзе считают, что такой шаг может привести к массовому закрытию бизнеса, росту теневого сектора экономики, падению поступлений в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства. Потенциальное снижение валовых доходов малых предприятий в целом по стране при переходе на УСН без НДС в организации оценили в 15%.

Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец считает, что «не нужно торопиться при непроработанных новациях применять их с 1 января 2022 г.» По его словам, ввести изменения можно было бы или со 2-го полугодия следующего года, или с начала 2023 г., предварительно проработав все возможные их недостатки.

Глава БНПА также обратил внимание, что в случае принятия изменений в НК этой осенью с тем, чтобы они начали действовать с 1 января 2022 г., может быть нарушен минимальный трехмесячный период перед вступлением в силу законодательных изменений, касающихся бизнеса, что является прямым нарушением одного из требований Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Данный документ пока никто не отменял.

При этом к разработке проекта изменений в НК нужно привлекать бизнес-ассоциации, уверен руководитель БНПА, чтобы они помогли «теоретически смоделировать, как будет применяться это законодательство в разных отраслях и направлениях» и к каким последствиям может привести его внедрение. К тому же во многом относительная простота налогового администрирования при УСН и привлекла многих к возможности организации собственного бизнеса.

 

«Начальные формы предпринимательства имеют свою самую главную общественную цель – это самозанятость, помощь государству в трудоустройстве, добавил эксперт. – Государство в эти организационные формы фактически не вкладывает никаких денег, этим самым колоссальные средства бюджета уже экономятся».

 

Дыра в бюджете растет

То, что одной из целей разрабатываемых нововведений является пополнение бюджета, как было отмечено выше, не отрицается. Однако масштаб ситуации помогают понять официально озвученные цифры недавно.

По данным Минфина, за январь-июль текущего года дефицит республиканского бюджета сложился в размере минус 0,5 млрд руб. На первый взгляд, не самая плохая цифра, учитывая, что официально на весь 2021 год заложен рекордный бюджетный дефицит – минус 4 млрд руб., или 2,6% ВВП.

Однако и на следующий год власти планируют серьезный дефицит бюджета. В частности, Юрий Селиверстов 21 сентября, когда в правительстве обсуждали проекты прогнозных документов на 2022 год, в беседе с журналистами отметил:

 

«Мы думаем, что дефицит бюджета в следующем году будет не более 1,6% к ВВП. Это примерно 2,9–3 млрд руб. Чтобы учесть все возможные риски, в т.ч. санкционного характера, будем предлагать формировать резервные фонды чуть больше, чем обычно».

 

Одновременно он уточнил, что дефицит госбюджета в нынешнем году, вероятнее всего, сложится меньшим, чем ожидалось. В таком случае риски следующего года в этом направлении будут серьезнее. И тем понятнее желание изыскать дополнительные источники поступлений средств. Но может получиться и так, что негативный эффект от возможного ухода из бизнеса тех, кто не будет готов резко перестроиться на новую систему налогообложения, учитывая и административные издержки, и сокращение прибыли, нивелирует все ожидания. Если вообще не приведет к обратному эффекту.

***

Хочется привести еще одно прозвучавшее во время круглого стола высказывание, которое, на наш взгляд, важно для понимания того, насколько по-разному могут восприниматься бизнесом и фискальными или контролирующими органами одни и те же законодательно закрепленные возможности.

Председатель Наблюдательного совета Ассоциации рестораторов Евгений Васильев подчеркнул: «Упрощенная система налого­обложения – это не льгота, а всего лишь упрощение налогового администрирования».

В последнее же время складывается впечатление, что УСН и единый налог стали рассматриваться госорганами практически как способ уклонения от уплаты налогов. И это не может не настораживать. Хотя неоднократно писалось и говорилось, что налоговая оптимизация в разрешенных законом рамках – явление совершенно легальное и естественное для любого бизнеса.

 

Новое: 

Ставка при УСН в 6% и Налоговый кодекс выше Конституции? Минфин опубликовал проект изменений в НК
 

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by