Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налог на профессиональный доход, ИП без УСН и другие изменения в НК-2022

Иллюстрация: freepik

На официальном сайте Минфина 28 сентября размещен проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь», основной частью которого предусмотрены изменения в действующий порядок налогообложения как юридических лиц и ИП, так и физических лиц.

О предполагаемых новациях мы уже писали (см. статью «Изменения в НК: бизнес просит повременить»).

Итак, проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Проект) включает в себя почти 200 страниц.

Изменения затронули различные налоги, порядок их исчисления, ставки и т.д. Остановимся на некоторых из них более подробно.

 

Новый особый режим налогообложения

Проектом предусмотрен налог на профессиональный доход, который будет регулироваться положениями новой главы 40 НК «Налога на профессиональный доход», при этом из особых режимов исключены единый налог с ИП и иных физических лиц; сбор за осуществление ремесленной деятельности и сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Но возможность исчислять новый налог появится у плательщиков только с 01.01.2023.

В НК дано определение профессионального дохода – это доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают физлиц по трудовым договорам и (или) по гражданско-правовым договорам, а также доход от использования имущества.

Уплата данного налога заменит уплату подоходного налога с физических лиц, сбора за осуществление ремесленной деятельности и отчислений в ФСЗН.

Ставки дифференцированы в следующих размерах:

  • 10% – в отношении доходов, полученных плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), не превышающих 60 тыс. бел. руб. в пределах календарного года;
  • 20% – в отношении доходов, превысивших в пределах календарного года 60 тыс. бел. руб. и полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП, независимо от размера примененного налогового вычета, предусмотренного НК.

При этом налоговый вычет предусмотрен для лиц, впервые зарегистрированных в качестве плательщика налога на профессиональный доход в размере 2 тыс. бел. руб., т.е. плательщик будет иметь право уменьшить сумму дохода на сумму налогового вычета. Причем неиспользованная в текущем календарном году часть налогового вычета может быть применена в последующие календарные годы.

Уменьшение суммы дохода на сумму налогового вычета налоговый орган будет производить самостоятельно, как и исчисление самого налога.

Плательщики будут уведомлены налоговыми органами о сумме налога, подлежащего уплате за месяц, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом – календарным месяцем.

Уплатить налог надо будет по месту постановки на учет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем.

 

Электронная продажа товаров

Появились и новые термины и их определения, например, в отношении иностранных организаций (иностранных ИП), в т.ч. осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров: электронная дистанционная продажа товаров, электронная торговая площадка и т.д.

При этом иностранные организации (иностранные ИП), осуществляющие электронную дистанционную продажу товаров, должны будут обеспечить налоговый учет, представить налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа и уплатить НДС в бюджет РБ.

 

Исполнение налоговых обязательств

Изменения затронули и порядок принудительного исполнения налоговых обязательств, взыскания пеней, и порядок зачета, возврата налогов, сборов (пошлин), пеней.

 

Проверка соответствия доходов расходам

Сопоставление соответствия расходов доходам физлица будет проводиться в порядке, установленном новой ст. 731 НК «Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица».

Основанием для проведения данной проверки могут быть письменные запросы органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, прокуратуры и СК, а также поручения Министра по налогам и сборам, его заместителей, руководителей ИМНС по областям и г. Минску, их заместителей.

Проверка будет проводиться за полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, а также за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом проводится сопоставление сумм расходов и доходов физического лица.

В настоящее время проверка соответствия расходов доходам физлица проводится в соответствии с Законом от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов», который будет признан утратившим силу.

 

Трансфертное ценообразование

Отдельные изменения и дополнения предложены в главу 11 НК «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения», регулирующую контроль за трансфертным ценообразованием.

В частности, предложены новые определения терминов «рыночная цена», «рынок товаров (работ, услуг)», «цена анализируемой сделки» и иные изменения и дополнения. 

 

НДС

Ряд изменений и дополнений вносится в главу 14 НК «Налог на добавленную стоимость».

В частности, с 465 255 бел. руб. до 460 000 бел. руб. снижен критерий выручки для ИП, позволяющий при применении общего порядка налогообложения не быть плательщиком НДС; добавлена ст. 1411, регулирующая порядок исчисления и уплаты НДС иностранными организациями (иностранными ИП) при электронной дистанционной продаже товаров.

 

Налог на прибыль

Среди изменений и дополнений, вносимых в главу 16 НК «Налог на прибыль», отметим вновь переработанные подходы при определении затрат, учитываемых и не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Также возможность увеличения ставки налога не более чем на 2% предоставлена областным, местным Советам депутатов с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. Одновременно предусмотрено, что в 2022 г. исчисление и уплата налога на прибыль по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, производятся начиная с 01.01.2022, независимо от того, когда принято их решение, т.е. если решение будет принято и в 2022 г., то для отдельных плательщиков ставка может увеличиться до 2% уже в 2022 г.

 

Подоходный налог

Среди многочисленных нововведений по подоходному налогу выделим следующие:

– появление новой ст. 2161 НК, предусматривающей обязанность представления декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц, которую должны будут представлять налоговые агенты, т.е. организации-работодатели;

– новая редакция ст. 220 НК, предусматривающая особенности уплаты подоходного налога с доходов в виде займов, кредитов;

– новая ставка налога в размере 20% при проведении контролирующими органами контрольных мероприятий и выявлении нарушений в отношении доходов, исчисленных в соответствии с законодательством исходя из сумм превышения расходов над доходами; при установлении факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физлиц налоговым агентом; при установлении факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) вы­игрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

Также с 2021 г. планируется повысить ставки подоходного налога с физических лиц, сдающих в аренду жилые помещения.

 

Налог при упрощенной системе налогообложения

Изменен порядок применения налога при УСН: плательщиками налога при УСН смогут быть только организации при соблюдении определенных критериев, ИП данной возможности вообще лишаются.

Критерии также значительно снижены. Так, перейти на применение УСН вправе будут организации, у которых численность работников в среднем за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение УСН, не превысит 50 человек и валовая выручка нарастающим итогом за эти девять месяцев составит не более 1 612 500 бел. руб. (в настоящее время соответственно 100 человек и 1 623 479 бел. руб.).

Проектом предусмотрены переходные нормы порядка применения организациями налога при УСН в 2022 г. Так, не вправе в 2022 г. применять УСН:

– организации, являвшиеся в 2021 г. плательщиками налога при УСН, если валовая выручка нарастающим итогом за 2021 год и (или) средняя численность работников за этот период превысили соответственно 2 150 000 бел. руб. и 50 человек;

– организации, принявшие решение о переходе УСН с 01.01.2022 и представившие в период с 1 октября по 31 декабря 2021 г. уведомление о переходе на УСН по установленной форме, если валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев 2021 г. и (или) средняя численность работников за этот период превысили соответственно 1 612 500 бел. руб. и 50 человек.

Предложена единая ставка налога, которая увеличена и составила 6%.

 

Иные налоги и сборы

Изменения предусмотрены и при исчислении иных налогов и сборов (на доходы, на недвижимость, земельный, экологический и др.).

 

Приложения к НК

В новой редакции изложены приложения 1–4, 7–11, 24: ставки акцизов на подакцизные товары; ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах; ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения; средние ставки земельного налога по районам; ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ставки экологического налога за сброс сточных вод в окружающую среду; ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства; ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов; ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти; ставки единого налога с ИП и иных физлиц.

Добавлены приложения 28–31: размеры расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания, сооружения) на соответственно 01.01.2019, 01.01.2020, 01.01.2021, 01.01.2022.

 

Переходные нормы

Проектом предусмотрены переходные нормы в отношении порядка исчисления отдельных налогов в связи с предлагаемыми изменениями в НК.

 

Полномочия КГК

Проектом предоставлено право органам финансовых расследований КГК направлять письменные запросы в налоговые органы о проведении камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица, т.е. инициировать проведение камеральной проверки физлица. Соответствующие изменения будут внесены в абз. 8 ч. 1 ст. 13 Закона от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и абз. 33 ст. 14 Закона от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».

 

Порядок вступления в силу

Для различных статей Проекта предусмотрены пять дат вступления положений в силу:

  • с 01.01.2022;
  • с 01.07.2022;
  • с 25.07.2022;
  • с 01.01.2023;
  • после официального опубликования.

***

Ознакомиться с полной версией Проекта можно на сайте Минфина.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений