Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
20.04.2012 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНВЕСТИЦИИ: ОТ КОДЕКСА К ЗАКОНУ©

В Палате представителей находится на рассмотрении проект закона «Об инвестициях», подготовленный Министерством экономики с консультативной помощью Международной финансовой корпорации (IFC). По имеющимся сведениям, законопроект может быть принят в первом чтении уже на весенней сессии. В связи с этим мы попросили советника IFC, заслуженного юриста Беларуси Валерия ФАДЕЕВА высказать свое мнение по поводу этого документа.

В Палате представителей находится на рассмотрении проект закона «Об инвестициях», подготовленный Министерством экономики с консультативной помощью Международной финансовой корпорации (IFC). По имеющимся сведениям, законопроект может быть принят в первом чтении уже на весенней сессии. В связи с этим мы попросили советника IFC, заслуженного юриста Беларуси Валерия ФАДЕЕВА высказать свое мнение по поводу этого документа.

Действительно, IFC оказывала помощь в подготовке законопроекта, привлекая для этой цели специалистов Всемирного банка. Для начала они провели семинар для сотрудников госорганов, на котором дали оценку действующего Инвестиционного кодекса (далее — ИК) с точки зрения его соответствия международным стандартам и представили свои рекомендации по совершенствованию инвестиционного законодательства Беларуси. Наша помощь заключалась в предоставлении зарубежного опыта, заключений по вариантам проекта закона, проведении прямых консультаций с экспертами.

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ законопроект должен заменить действующий ИК, из которого были исключены положения, регулирующие некоторые отношения. Прежде всего это касается инвестиционных договоров с РБ, поскольку эта форма может способствовать коррупции и ставит инвесторов в неравные условия. К тому же имеется Декрет Президента от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», причем последние изменения в него внесены относительно недавно Декретом от 6.06.2011 № 4. Также не вошли в проект нормы о деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории страны, поскольку специальное регулирование для них уже практически утратило смысл: Беларусь в последнее время фактически отказалась от режима преференций для них, за незначительными исключениями.

Законопроект имеет в известной мере «рамочный» характер, устанавливая правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций в республике, а также направлен на обеспечение гарантий, прав, законных интересов и равной защиты инвесторов. В принципе, это правильный подход, поскольку инвестиционная деятельность регулируется и зависит не только от специального закона, но и от других актов законодательства: гражданского, налогового, трудового, земельного, валютного и т.д. Что касается отдельных специфических форм инвестиционной деятельности, например, концессий, государственно-частного партнерства, то, вероятно, наилучший вариант — специальные законы, проекты которых практически подготовлены.

Внесенный в парламент законопроект декларирует равные недискриминационные условия как для национальных, так и для иностранных инвесторов (ст. 4 проекта). Конечно, реализация этого принципа будет зависеть от правоприменительной практики. Но если он будет неуклонно соблюдаться всеми, и прежде всего госорганами, в т.ч. судами, то можно надеяться на повышение инвестиционной привлекательности страны.

Более конкретно прописаны гарантии иностранным инвесторам в использовании результатов инвестиционной деятельности, защиты их имущества от национализации, реквизиции и других изъятий. Инвесторам гарантируется перевод за пределы Беларуси прибыли (доходов, иных поступлений), а также платежей в счет исполнения взятых обязательств; беспрепятственный перевод компенсаций от национализации, реквизиции и иных равных по последствиям мер принудительного изъятия имущества. При этом достаточно четко оговорены условия и порядок применения указанных мер. Так, согласно ст. 8 проекта «имущество, являющееся инвестициями или образуемое в результате их осуществления, не может быть национализировано, за исключением случаев проведения национализации на основании закона о порядке и условиях национализации имущества, принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь по мотивам общественной необходимости, и только при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализируемого имущества…». При этом ст. 9 признает компенсацию полной и своевременной, если она выплачена своевременно, но не позднее 6 месяцев со дня осуществления мер по изъятию; составляет рыночную стоимость изъятого имущества на день, непосредственно предшествовавший изъятию, либо день, когда стало известно о принятии такой меры, выплачена в соответствующей валюте и с учетом процентов за период со дня непосредственного изъятия до дня фактического платежа (при этом указана привязка к ставке на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR); выплачена в полном объеме и переведена без ограничений, в т.ч. в государство, указанное инвестором. Эта норма специально обсуждалась с экспертами, т.к. зачастую после «просачивания» известий о будущем изъятии рыночная стоимость имущества существенно падает. В проект включены гарантии судебной защиты прав инвесторов, включая право обращения в международные арбитражи.

Инвестор вправе самостоятельно определять формы и объемы инвестиций, их эффективность и способы осуществления.

ОЦЕНИВ законопроект в целом позитивно, эксперты тем не менее полагают, что в окончательном варианте необходимо учесть ряд замечаний.

В соответствии с законопроектом инвестиции — это любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Беларуси способами, предусмотренными данным законом, в целях получения прибыли (доходов, иных поступлений) и (или) достижения иного полезного эффекта, в частности:

– движимое и недвижимое имущество, в т.ч. акции коммерческих организаций, созданных на территории РБ, облигации, денежные средства, включая привлеченные, в их числе займы, кредиты;

– исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, имеющие оценку стоимости, в их числе право использования фирменного наименования правообладателя, нераскрытой информации, в т.ч. секретов производства (ноу-хау), и других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и др.);

– права требования, возникшие на основании гражданско-правовых обязательств (денежных и (или) неденежных) и имеющие оценку их стоимости,

– иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение в обороте которых не допускается.

Возможно, стоит несколько расширить количество определений. Законопроект, в отличие от ИК, содержит лишь определение инвестиций и инвесторов. По-видимому, такая лаконичность вызвана опасениями разработчиков перегрузить статью расшифровкой терминов, что может сузить (ограничить) сферу действия закона, как это часто и происходит на практике. Но эксперты полагают, что определение всех понятий, независимо от частоты их дальнейшего использования, должно быть дано в проекте. Например, предлагается дать определение реинвестиций, для того чтобы было понятно: доходы от инвестиционной деятельности, направленные в новые инвестиции (без вывода их из страны), также подпадают под режим инвестиций.

Следует более четко разграничить прямые и портфельные инвестиции. В принципе, этот законопроект не регулирует осуществление вторых, что недостаточно четко прописано в его ст. 2. Так, из-под действия закона выводятся все операции с ценными бумагами на бирже, в т.ч. и с крупными пакетами, которые могут являться прямыми инвестициями. Вообще в разных странах определение прямых и портфельных инвестиций несколько различается. В Грузии порог для разграничения прямых и портфельных инвестиций составляет 25%, в России, Турции и Туркменистане — 10% от доли (вклада); в Румынии этот порог установлен в размере 1 млн. USD.

Логичным было бы дополнение перечня способов осуществления инвестиций расширением или модернизацией. Дело в том, что в ст. 5 проекта названы такие способы, как создание коммерческой организации и приобретение недвижимости и иного имущества, но не указано расширение, что, по мнению экспертов, может привести к неоднозначному толкованию статьи. Однако разработчики ссылаются на то, что список способов является открытым.

В проекте для досудебного урегулирования споров планируется установить срок не более 6 месяцев, хотя эксперты предлагают сократить его до трех.

Имеются также предложения в отношении выбора оценщиков при оценке изымаемого имущества, порядка рассмотрения споров с участием инвесторов — граждан Беларуси, постоянно проживающих за ее пределами, а также по поводу норм о конфискации (мы вообще возражали против их включения) и уточнения «вводных» норм проекта, касающихся формирования уставного фонда юридических лиц, ранее признававшихся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, и некоторые другие.

ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, что учет замечаний экспертов при доработке законопроекта будет способствовать повышению его качества и усилению инвестиционной привлекательности страны.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by