Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
28.06.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО РЫНКА УСЛУГ:©

Одна из важнейших закономерностей развития экономики в мире — взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в отдельной стране, что выражается в увеличении доли вовлекаемых в эту сферу трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

проблемы не решаются, а нарастают

Одна из важнейших закономерностей развития экономики в мире — взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в отдельной стране, что выражается в увеличении доли вовлекаемых в эту сферу трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Несмотря на важнейшее значение развития сферы услуг в экономике, в настоящее время в Беларуси нет долгосрочной или среднесрочной стратегии ее совершенствования. Приоритетное развитие сферы услуг предусмотрено лишь национальными программами страны в качестве одной из составляющей отрасли экономики.

Анализ существующих проблем, препятствующих ускоренному развитию внешнего и внутреннего рынков услуг в РБ, несмотря на неоднократное провозглашение приоритетности данной сферы, позволяет классифицировать их по следующим группам.

Организационные проблемы

Одна из главных проблем — унификация законодательства стран ЕЭП. В связи с этим, например, у белорусских субъектов хозяйствования часто возникают вопросы по исчислению и уплате НДС при выполнении работ или оказании услуг партнерам из России и Казахстана. К числу других проблем можно отнести признание Россией принципов торговли услугами ВТО с 22.08.2012 г., что отрицательно, хотя и косвенно, начало отражаться на внешней торговле отдельными отечественными услугами. Сказывается разобщенность органов госуправления стран ЕЭП при принятии решений по совершенствованию оказания услуг. Серьезными барьерами для компаний малого и среднего бизнеса сектора услуг являются высокие ставки налогов, нехватка квалифицированных кадров, лицензирование и излишнее регулирование бизнеса, а также затрудненный доступ к финансированию. При этом существуют меры по ограничительному доступу на рынки одной страны исполнителями другой страны, устанавливаемые административными методами, особенно по профессиональным услугам, в частности, юридическим и аудиторским.

По-прежнему низкой остается доля занятых в сфере услуг Беларуси. При этом отмечаются определенные диспропорции в занятости в этой сфере услуг: по данным Всемирного банка, доля женщин в ней у нас составляет 64%, а доля мужчин — 37%, в то время как в экономически развитых странах эти показатели составляют 80–90% для женщин и 60% — для мужчин.

Экономические проблемы и барьеры

Здесь можно выделить нестабильность на валютном рынке, падение курса белорусского рубля, влияние гиперинфляции и рост цен на товары и услуги в 2011 г. В этих условиях усилия руководства страны были направлены в основном на поддержку производственных отраслей экономики и социальной сферы, а об услугах забыли. Сказывается отсутствие значительных иностранных инвестиций в сферу услуг. Например, для нас характерно недостаточное привлечение инвестиций в сектор туристских услуг для ускоренного развития индустрии туризма, зачастую не отличающейся быстрой окупаемостью вложений. Остаются относительно низкими расходы населения на услуги — доля таких расходов в затратах белорусских домохозяйств по-прежнему незначительна. Так, в 2012 г. оплата услуг составляла в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в среднем 16,7%, в I квартале 2013 г. — от 18,1% до 19,7%. Тенденция преимущественного приобретения товаров и пищевых продуктов в I квартале 2013 г. кардинально не поменялась: население выделяло на покупку услуг на 1,3% выше, чем в том же периоде прошлого года, хотя располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство, по данным Белстата, увеличились в 1,5 раза, а потребительские цены — в 1,2 раза.

Таким образом, очевидно отставание темпов роста расходов на услуги от роста доходов, что свидетельствует о направлении дополнительных доходов на пополнение недостатка в товарах или приобретение товаров более высоких ценовой категории и качества. И чтобы достичь уровня потребления услуг (21,4%) уже давно прошедшего 2005 г., потребуется изыскивать резервы для роста доходов населения и перераспределения их направления в сторону сервисной отрасли. В России в расходах на конечное потребление, по данным за IV квартал 2012 г., доля только транспортных услуг составляла 17,4%, что сопоставимо с потреблением услуг всех видов средним белорусским домохозяйством, а расходы на домашнее питание, услуги кафе, ресторанов и гостиниц российских потребителей вместе достигли 31,7%, что примерно на 11–12% ниже, чем в Беларуси.

Отечественная транспортно-логистическая система до сих пор представлена маломощными терминалами, которые, как правило, либо являются ведомственными, либо обслуживают свою торговую сеть. Отсутствует единый координирующий центр. Россия в этом плане уже догнала европейские страны, создав свыше 100 российских логистических операторов уровня 3PL. Кроме того, на этом рынке работает достаточное количество зарубежных логистических провайдеров. Примеры же внедрения принципов логистики в другие отрасли (не связанные с транспортом) можно пересчитать на пальцах.

По отдельным видам производств по экономическим причинам наметилась тенденция к сворачиванию деятельности: происходит замена полного цикла производства проведением одной-двух технологических операций над импортным сырьем или полуфабрикатами, т.е. переход от формы производства к услуговым видам деятельности. Например, в обувной промышленности собственное производство в Беларуси зачастую свели к одной технологической операции — наклейке подошвы. Но такое «ноу-хау» приводит к тому, что предприятия теряют свой технологический, профессиональный уровень и квалифицированные кадры.

Для информационно-финансовых потоков крупных субъектов хозяйствования на рынке услуг характерна непрозрачность, в т.ч. и из-за неполного признания Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В то же время деятельность в рамках ЕЭП, безусловно, требует прозрачности применяемых его субъектами хозяйствования систем бухучета и отчетности, что в условиях глобализации экономики возможно лишь в результате перехода на использование принципов учета и составления отчетности, предусмотренных МСФО.

Несогласованность технических требований

Здесь надо отметить отсутствие единых технических регламентов по полной гамме товаров и услуг. Принятие технических регламентов, единых для стран ЕЭП, позволило бы свободно торговать сертифицированными товарами, работами и услугами на территории Таможенного союза и ЕЭП без дополнительного подтверждения сертификата соответствия. Кроме того, для субъектов малого бизнеса недоступно оформление за небольшую плату сертификатов, подтверждающих соответствие техническим регламентам Таможенного союза. Если, например, белорусский ИП закупает товар в России, то вместе с товаром он получает сертификат РФ (и это в лучшем случае), а в Беларуси его необходимо подтвердить, оплатив достаточно существенную сумму.

Внешняя торговля

Негативно сказывается на внешнеторговой деятельности в ТС несогласованность политики в области развития экспорта с созданием совместных организационно-финансовых инструментов в сфере продвижения услуг государств — членов ЕЭП на рынки третьих стран. Сохраняются нетарифные меры регулирования против чуть ли не всего ассортимента российских товаров, работ и услуг, которые ставит в вину белоруской стороне Минэкономразвития РФ. В то же время до сих пор отсутствует национальный режим при допуске претендентов одной страны к госзакупкам услуг и работ в другой стране ЕЭП. И даже при достижении такого режима белорусские участники таких процедур не будут иметь в ближайшее время достаточных конкурентных преимуществ ввиду меньшей инвестиционной привлекательности предприятий сервиса, в т.ч. из-за незначительной емкости нашего рынка. Остается сложной процедура организации ввоза продукции на переработку из другой страны в рамках ЕЭП.

Статистика услуг

В странах ЕЭП для статистического учета услуг не применяется единая классификация, недостаточно используется классификация Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) по четырем способам поставки услуг. Напомним, что ГАТС определяет торговлю услугами как: 1) их трансграничный обмен; 2) потребление в пределах национальной территории; 3) поставку услуг путем так называемого «коммерческого присутствия» на территории других стран; 4) поставку услуг путем перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных государств. При этом имеются несовпадения статистических данных по услугам из разных официальных источников.

Для решения обозначенных проблем необходим дифференцированный и взвешенный подход, просчитанные на среднесрочную и долгосрочную перспективу последствия от принимаемых решений. При этом, безусловно, необходимо предусматривать обеспечение свободы передвижения четырех факторов производства — товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Центральную роль в разработке соответствующей политики и создании надлежащих институциональных механизмов и механизмов регулирования сферы услуг, в т.ч. с учетом мнения широкого круга заинтересованных сторон, должны играть правительства стран ЕЭП.

Валерий КУЗЬМЕНОК, кандидат экономических наук

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений