Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
ВЭД
11.10.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Группа риска на рукаве

Минфин и Нацбанк намерены убедить специалистов ОЭСР переместить Беларусь из последней 7-й группы страновых рисков в 5-ю или 6-ю. Это позволило бы снизить стоимость привлечения зарубежного капитала для отечественных предприятий, объяснил заместитель министра финансов Юрий Селиверстов на конференции «Роль экспортно-кредитного агентства в  экономике», проведенной 7 октября т.г. СК «Белэксимгарант».

Включение нашей страны в классификации ОЭСР по страновым рискам в одну группу с Чадом, Афганистаном Ираком, Нигерией и т.п. не только обидно, но и существенно ограничивает возможности белорусских субъектов хозяйствования по привлечению экспортных кредитов банков из развитых стран. Между тем такие ресурсы необходимы для модернизации производства и освоения новых технологий. По мнению сотрудников Минфина, уровень ключевых показателей, используемых при оценке страновых рисков, вполне позволяет Беларуси претендовать на место в 6-й группе, где находятся, к примеру, Армения, Казахстан и Узбекистан, а то и в 5-й, как, скажем, Хорватия или Азербайджан.

Классификатор страновых рисков ОЭСР для участников соглашения об официальной поддержке экспортных кредитов отражает способность стран обслуживать свой внешний долг и служит ориентиром для большинства европейских финансовых институтов. ОЭСР ранжирует страны по 8 категориям риска, используя свою методологию, детали которой держатся в тайне, выводы не комментируются, а результаты имеют большое значение для формирования условий финансирования. Страны с высоким уровнем доходов автоматически относятся к нулевой категории. Остальные распределены по 7-ми группам в зависимости от оценки кредитного риска, на основе анализа 3-х групп показателей: практики осуществления платежей, финансового состояния страны и ее экономической ситуации. Интерпретируют результаты эксперты.

Классификация ОЭСР используется, в частности, членами Бернского союза – Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций. Поэтому найти с ними взаимопонимание, пригласив на конференцию в Минск, было неплохой идеей. Обычно государственная финансовая поддержка внешней торговли проводится через экспортные кредитные агентства. Их основная задача – покрытие страновых рисков, в т.ч. финансово-экономических и социально-политических.

«Объем наших операций в Беларуси – 4,2 млрд. USD, из которых порядка 10% клиентов – непосредственно предприятия, 90% – проходят через банки или гарантируются государством, – объяснил президент Бернского союза Топи Вестери. – Никто из нас не знает, почему Беларусь числится в 7-й группе. Думаю, кроме эконометрической модели следует учитывать опыт работы в вашей стране. Прошлый год был рекордным по искам, но страховые премии, выплаченные Бернским союзом по Беларуси, составили только 6 млн. USD».

Для польского экспортно-кредитного агентства КUKE белорусское направление занимает 2-е место в портфеле сделок. Основная их часть – краткосрочные, отметил представитель KUKE Петр Столярчик, но есть и ряд крупных долгосрочных проектов. При этом из 10 стран, с которыми работает агентство, сотрудничество с Беларусью самое успешное – в некоторых западноевропейских странах страховых случаев гораздо больше.

Чтобы лучше понимать ситуацию в нашей стране, зарубежные гости попытались выяснить нюансы белорусских финансов. Например, сотрудника экспортного кредитного агентства Италии (SACE) Дмитрия Прозорова заинтересовал прогноз объемов директивного кредитования в Беларуси и динамики проблемных кредитов в банковской системе. Это действительно больная тема. Как сообщил первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный, с начала года уровень проблемных долгов в банках вырос на 8%, сейчас составляет 14,8% совокупных активов и может увеличиться еще на 2–3%. Однако в Нацбанке полагают, что с учетом результатов стресс-тестирования 20-процентный порог этого показателя приемлем для белорусской банковской системы. При этом объемы директивного кредитования должны к 2020 г. снизиться вдвое по сравнению с нынешним уровнем. Этот процесс уже начался и ощущается реальным сектором экономики, заметил первый заместитель гендиректора СК «Белэксимгарант» Михаил Ольшанский. Экспортное финансирование будет проходить только через Банк Развития, только через продукт «кредит покупателю» со страховой поддержкой «Белэксимгаранта» и только на перечень высокотехнологичного оборудования. Бюджетные расходы на 2016 г. существенно сокращены для компенсации процентных ставок по экспортному кредитованию.

Важным индикатором для сотрудничества с Беларусью зарубежные финансисты считают результаты переговоров Минска с МВФ. Представитель немецкого агентства EULER HERMES Томас Баум прямо спросил, как идет этот процесс и можно ли ждать реформ в белорусской экономике. В ответ наши чиновники постарались убедить гостей, что сотрудничество с фондом возобновится на условиях, приемлемых для республики. Правда, пришлось признать, что реформирование госпредприятий предполагает не приватизацию, а разработку стратегии их развития и совершенствование управления.

Такие перспективы заставляют европейских страховщиков беспокоиться о надежности страхования рисков, возникающих при инвестициях в Беларусь. Этим особенно интересовался руководитель экспортно-кредитного агентства Венгрии (MEHIB) Ян Прочаска, поскольку его компания готовит такую сделку. Кажется, его удовлетворило заверение в том, что государство отвечает по всем действиям «Белэксимгаранта». Он может в случае необходимости получать бюджетные ссуды, заверил Ю. Селиверстов, хотя до сих пор потребности в такой поддержке не возникало.

«Можно ли ожидать, что в ближайшее время на финансовом рынке появится кредит не только покупателю, но и экспортеру?» – интересовались директора предприятий. К сожалению, пока на это надеяться не приходится. При нынешней ограниченности ресурсов стимулировать экспорт приходится «точечно», объяснил Ю. Селиверстов, а по мере снижения кредитных ставок дополнительные схемы поддержки не понадобятся.

В перспективе страховщиками и промышленникам нужно плотнее работать в направлении экспортного факторинга, считает первый заместитель гендиректора «Белэксимгаранта» Михаил Ольшанский. Нужно, только чтобы Нацбанк дал соответствующие разъяснения, а у государства появилась возможность субсидировать операции с применением этого инструмента.

Напомним, в прошлом году были приняты указы от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей» и от 23.11.2015 № 471 «О вопросах финансирования под уступку денежного требования (факторинга)». Но практических результатов это не принесло, признал генеральный директор «Белэксимгаранта» Геннадий Мицкевич. В то же время риски финансирования экспортных операций за последний год, по его словам, снизились. Правда, и кредитов на эти цели стало меньше: за 9 месяцев их выдано всего 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Они выдаются только Банком Развития исключительно покупателям белорусской продукции, но в явно недостаточном размере. К сожалению, увеличить эти суммы в 2017 г. состояние бюджета не позволит.

Промышленникам остается выкручиваться кто как может. Скажем, Миорский металлопрокатный завод получил финансирование консорциума немецких банков, рассказал финдиректор предприятия Дмитрий Славников. Но деньги идут через «Беларусбанк», комиссия которого делает кредит значительно дороже. Завод заинтересован в прямом финансировании. Теоретически это возможно, обнадежил г-н Баум, – EULER HERMES готов принять такой риск. Правда, предприятию потребуется отчетность по МСФО и хорошие результаты деятельности. Учтут страховщики и специфику проекта. Остается попробовать – как миорским металлургам, так и всем остальным.

У потенциальных заемщиков уже возникает желание воспользоваться плодами усилий Минфина и Нацбанка (если они проявятся). Некоторых участников конференции заранее беспокоит, можно ли будет пересчитать размер страховых премий по уже согласованным, но не выбранным кредитам, если Беларусь перейдет в другую группу страновых рисков ОЭСР. Г-н Баум пояснил, что если сделка не реализуется, а риск не материализовался, то будет применяться новая премия. А если риск уже материализовался, то агентства условия сделки пересматривать не будут.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений