Государство усилит защиту производителей и контроль над маркетплейсами
В Беларуси приняты в первом чтении многочисленные изменения в Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Цели правовых новаций разные, но в основном они вызваны реакцией государства на практику работы субъектов торговли.
Хлебное дело породило запрет
Министр торговли и антимонопольного регулирования Алексей Богданов, представляя законопроект в парламенте в первом чтении, отметил, что документ направлен на «создание дополнительных условий для развития отечественного производства, насыщение потребительского рынка качественными товарами», а также на «совершенствование правового регулирования отношений в области интернет-торговли».
В частности, в проекте НПА предлагается ввести запрет на возврат производителям продовольственных товаров со сроком годности до 30 дней (т.е. скоропортящихся).
Мера эта, пояснил министр, вызвана обращениями заводов и направлена на то, чтобы торговые организации не понуждали производителей нести дополнительные затраты, обусловленные возвратом нереализованной продукции с истекшим сроком годности.
Предлагаемый запрет во многом обусловлен ситуацией на рынке хлебобулочных изделий. Каждый год розница возвращала заводам сотни тысяч тонн непроданных хлебобулочных изделий. Известно, например, что в 2020–2021 гг. более полумиллиона тонн (!) хлеба вернулось производителям.
Ситуация ненормальная и, естественно, требовала регулирования.
МАРТ считает, что розница в состоянии рассчитать спрос таким образом, чтобы непроданный хлеб (и иную скоропортящуюся продукцию) не приходилось возвращать производителям и утилизировать.
«Практически во всей торговле внедрен цифровой учет. Там знают четко, сколько они каждый день продают того или иного вида хлеба и на основании этого менеджеры способны четко спланировать свои потребности в хлебобулочной продукции», – пояснил депутатам ситуацию А. Богданов.
Ситуация с хлебом, сообщил министр, стала триггером для внесения в законопроект нормы, запрещающей рознице возвращать производителям нереализованную скоропортящуюся продукцию.
Депутат Геннадий Давыдько, учитывая поднятую в парламенте хлебную тему, поинтересовался качеством хлебобулочных изделий, которые выпускают некоторые торговые сети.
«Тезис о том, что кто-то делает бесконтрольно плохой хлеб, абсолютно неактуален», – подчеркнул А. Богданов.
Он обратил внимание, что хлебобулочная продукция и хлебозаводов, и торговых сетей соответствует требованиям, которые предъявляет государство.
Сравнивая продукцию хлебозаводов и аналогичную продукцию торговых организаций, министр отметил: «Я откровенно скажу, что в торговых сетях даже получше временами».
Кстати, ситуацией на хлебозаводах, их низкой технологической оснащенностью озаботился Комитет госконтроля. Недавно эта тема обсуждалась в правительстве на уровне вице-премьера, и Минсельхозпроду было поручено подготовить план по улучшению работы хлебобулочной отрасли. К настоящему времени соответствующий документ подготовлен.
Онлайн-торговлю ждет новое регулирование
Вторая важная тема, которой посвящены нормы законопроекта о торговле, касается «совершенствования правового регулирования отношений», связанных с интернет-коммерцией.
До последнего времени в законодательстве была предусмотрена возможность осуществления электронной торговли только через интернет-магазин.
«Вместе с тем в последнее время все больше продавцов осуществляют реализацию товаров на интернет-площадках, маркетплейсах, агрегаторах с использованием приложений для мобильных устройств», – отметил А. Богданов.
Законодательно требования к перечисленным форматам онлайн-торговли не закреплены. Учитывая это, в законопроекте предлагается расширить перечень технологий, с помощью которых осуществляется розничная или дистанционная торговля с использованием сети Интернет, «и тем самым ввести в рамки правового поля деятельность таких субъектов торговли», сообщил министр.
Конкретные требования к интернет-площадкам, приложениям для мобильных устройств и иным ресурсам, занимающимся электронной коммерцией, будут определены правительством в правилах дистанционной торговли.
Благодаря законодательным новациям МАРТ планирует «взять под контроль» вопросы, которые касаются качества обслуживания и защиты прав потребителей в рамках новых форматов интернет-торговли (в т.ч. на уровне маркетплейсов).
Депутат Жанна Чернявская поинтересовалась у главы МАРТ, не уменьшится ли количество стационарных торговых объектов в связи с развитием онлайн-торговли.
По данным регулятора, действительно интернет-торговля в Беларуси растет. Так, за последние 5 лет в общем розничном товарообороте доля интернет-торговли увеличилась с 3,7% до 6%. С приходом агрегаторов и маркетплейсов эта доля будет активно и дальше увеличиваться, предполагает А. Богданов.
При этом он обратил внимание, что количество стационарных объектов торговли также понемногу растет и в настоящее время превышает 128 тыс. единиц.
«Мы не видим проблем с обеспеченностью населения торговыми площадями. Потребитель всегда будет выбирать то, что ему больше нравится», – подчеркнул министр торговли.