Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон о торговле: анализируем предстоящие изменения

Фото: freepik.com

В Палате представителей Национального собрания рассматривается проект закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания», предусматривающий комплексную корректировку главного документа в сфере торговли.

Ряд нововведений коснется договорных условий субъектов торговли и поставщиков.

Так, запрещается субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщикам продовольственных товаров:

– устанавливать в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, условия о возмещении затрат, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров;

– навязывать контрагенту условия о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, срок годности (срок хранения) на которые составляет свыше 30 дней;

– заключать договоры, содержащие условия о возврате поставщику продовольственных товаров, на которые срок годности установлен до 30 дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, в области торговли (подп. 4.3 п. 4 и п. 5 ст. 19 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон о торговле)).

Из действующего НПА исключают понятия «крупный магазин» и «сеть общественного питания», что влечет отмену предъявляемых к субъектам, осуществляющим торговлю посредством крупного магазина, и субъектам, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, установленных в ст. 19 Закона о торговле требований к заключению и исполнению договоров поставки продовольственных товаров, а также требований, исключающих ограничение конкуренции (ст. 24 Закона о торговле).

При этом сохранена обязанность соблюдения таких требований для субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и их поставщиков.

В понятийный аппарат введен новый термин «услуги по продвижению товаров» – услуги по рекламированию товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков и (или) логотипов, исследованию потребительского спроса, проведению маркетинговых исследований и (или) подготовке информации о таких исследованиях, подготовке иной отчетности, содержащей информацию о таких товарах, иные услуги, направленные на повышение спроса на товары (п. 1 ст. 1 Закона о торговле дополнен подп. 1.37-1).

Установление торговыми сетями в договорах поставки продовольственных товаров обязательства оказывать поставщику услуги по продвижению таких товаров не допускается, понуждение торговыми сетями контрагента к заключению договоров возмездного оказания услуг (в т.ч. с третьими лицами) по продвижению продовольственных товаров запрещается (подп. 4.4 п. 4 и п. 6 ст. 19 Закона о торговле).

Расширено действие предусмотренного в п. 7 Закона о торговле ограничения на выплату вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу. Его планируется распространить не только на торговые сети, но и на всех субъектов розничной торговли, а также не только на поставку продовольственных товаров, но и на поставку непродовольственных товаров (новая ст. 19-1).

Так, субъектам розничной торговли и поставщикам товаров запрещается заключать между собой договор, содержащий условия о предоставлении вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в т.ч. за разгрузку транспорта, приемку товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовку товаров к продаже, фасовку, выкладку товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажу товаров и обслуживание покупателей, иных видов вознаграждений, определенных Совмином.

Данный запрет распространяется также на действия (бездействие) лиц, входящих с субъектом, осуществляющим розничную торговлю, или поставщиком товаров в одну группу лиц, за исключением действий между участниками холдингов, а также между лицами, входящими в одну группу лиц.

Справочно: п. 15 постановления Сов­мина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) при поставке потребительских товаров, произведенных в РБ, и импортируемых непродовольственных потребительских товаров в организации розничной торговли субъектам, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам закреплен запрет на установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением комиссионного вознаграждения при реализации потребительских товаров в порядке, определенном в ч. 11 п. 11 постановления № 713, и стимулирующих выплат, случаи и порядок предоставления которых устанавливаются МАРТ.

Порядок предоставления стимулирующих выплат при поставке товаров, произведенных в РБ, указанных в приложении 1 к постановлению № 713, и импортируемых непродовольственных товаров, указанных в приложении 1 к постановлению № 713, для реализации на внутреннем рынке РБ, а также случаи предоставления этих стимулирующих выплат определены Положением о порядке предоставления стимулирующих выплат, утв. постановлением МАРТ от 16.06.2023 № 39.


В Законе о торговле закрепляются полномочия Совмина на определение порядка расчетов за поставленные товары, а также на установление ограничений и запретов на выплату поставщиками (производителями) любых видов вознаграждений.

Фактически такие полномочия уже реализованы в постановлении № 713, которым запрещены:

– выплата вознаграждений в связи с приобретением у поставщика товаров определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений (за исключением комиссионного вознаграждения);

– товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств (бартер, мена, зачет, новация, отступное).

Проектом закона устанавливается обязанность субъектов хозяйствования осуществлять торговлю, общественное питание, деятельность торговых центров и рынков только со дня включения сведений о соответствующих объектах в Торговый реестр Республики Беларусь (п. 5 ст. 20 Закона о торговле).

Одновременно исключается обязанность субъектов торговли представлять в местные органы власти уведомление о начале осуществления вида экономической деятельности оптовой, розничной торговли, общественного питания: соответствующие положения Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» признаются утратившими силу.

Тем самым уведомительный принцип начала осуществления торговли, общественного питания, деятельности торговых центров и рынков заменен на разрешительный.

Совмину предоставляется право устанавливать основания для отказа о внесении сведений в Торговый реестр (подп. 1.4 п. 1 ст. 6 Закона о торговле).

Справочно: действующее Положение о Торговом реестре Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363, оснований для отказа о внесении сведений в Торговый реестр не предусматривает.


Проектом закона закреплена обязанность субъектов розничной торговли согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте.

При этом упраздняется обязанность разрабатывать ассортиментный перечень товаров (ст. 18 Закона о торговле).

Субъект розничной торговли обязан обеспечить постоянное или в течение определенного периода (сезона) наличие в продаже в торговом объекте товаров, включенных в обязательный перечень товаров. Полномочиями по согласованию обязательных перечней наделяются районные, городские исполнительные комитеты (кроме г. Минска), местные администрации районов в г. Минске.

Совмину предоставляется полномочие по определению порядка разработки, утверждения и согласования такого перечня. Разрабатывать и утверждать порядок включения товаров с указанием их количества и разновидностей в этот перечень и исключения товаров из него, как и ранее, будет МАРТ.

Исключается обязанность субъектов торговли и общественного питания согласовывать с местными органами власти режим работы торговых объектов и объектов общественного питания в ночное время. В случае реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива требование о согласовании режима работы в ночное время (после 23:00 и до 7:00) сохраняется п. 2 ст. 8 и ст. 17 Закона о торговле).

Изменения коснулись и регулирования интернет-торговли.

Во-первых, введено определение термина «интернет-магазин» – сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на данном сайте (подп. 1.7 п. 1 ст. 1 Закона о торговле).

Во-вторых, закрепляется право субъектов торговли использовать для осуществления розничной торговли любые информационные сети (системы, ресурсы), имеющие подключение к сети Интернет и предоставляющие возможность выбрать товары и заключить договор розничной купли-продажи (интернет-площадки, приложения для мобильных устройств и иное) (п. 3 ст. 16 Закона о торговле).

Отношения между покупателями и продавцами при осуществлении дистанционной торговли регулируются Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утв. постановлением Сов­мина от 15.01.2009 № 31, и Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703.

Проектом закона внесены корректировки в полномочия правительства в части определения методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в определенном регионе.

Предусмотрено, что такая методика определяется для субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями, посредством организации торговой сети, в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах Минска, городов областного подчинения, районов. Для целей расчета доли табачные изделия отнесены к продовольственным товарам (подп. 1.6 п. 1 ст. 6 Закона о торговле).

Напомним, что субъект, доля которого за предыдущий финансовый год превысила 20%, не вправе совершать сделки по приобретению, аренде дополнительной торговой площади в границах соответствующего региона для розничной торговли продовольственными товарами по любым основаниям, в т.ч. в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах (конкурсах), проводимых для приобретения дополнительных торговых площадей либо земельных участков для строительства и обслуживания торговых объектов для осуществления розничной торговли продовольственными товарами, или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади (п. 5 ст. 24 Закона о торговле).

Закрепляется обязанность субъектов торговли, общественного питания и поставщиков товаров представлять МАРТ, облисполкомам, Мингорисполкому, иным госорганам по их запросу полную и достоверную информацию, в т.ч. персональные данные, информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, необходимую для принятия мер в соответствии с возложенными на указанные органы полномочиями в области торговли. Информация должна быть представлена в установленные этими органами сроки, в письменной и (или) электронной формах (ст.ст. 10 и 11 Закона о торговле дополнены п. 4).

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by