Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №17(2711) от 01.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2179
EUR:
3.492
RUB:
3.5417
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Первая годовщина ценового контроля

Фото: freepik.com

Год назад, 6 октября, в Беларуси был введен запрет на повышение всех цен. Затем появилось беспрецедентное по своим масштабам ценовое регулирование. Оно сохранилось до сих пор, но корректируется. Что дальше? 

Период больших перемен

В прошлом году инфляция в РБ наблюдалась и на фоне девальвационных процессов, и после того, как курс стабилизировался.

Осенью прошлого года белорусские власти пришли к выводу, что перманентный рост потребительских цен связан не столько с курсами иностранных валют, сколько с ожиданиями экономических агентов. По мнению госорганов, субъекты хозяйствования в цены стали закладывать риски, что привело фактически к неконтролируемому и непрогнозируемому росту цен.

Реакция властей на это оказалась беспрецедентной. Вначале, 6 октября 2022 г., глава государства до объявления новых правил регулирования запретил любое повышение цен в стране. За нарушение моратория на рост цен должностные лица компаний привлекались даже к уголовной ответственности.

Новая система регулирования цен была принята 19 октября 2022 г., когда правительство издало первую версию резонансного постановления № 713: ценовое регулирование Совмин распространил на 370 наименований товаров, охватывающие 85% всей потребительской корзины.

При этом наряду с товарами повседневного спроса в перечне оказалось много позиций, которые являются товарами длительного пользования и приобретаются покупателями по мере необходимости.

Также первая версия данного документа не предусматривала возможности корректировать отпускные цены с учетом стоимости доставки товаров, меняющегося валютного курса.

Все это свидетельствовало, что новая система регулирования цен, которая в стране ранее не применялась, либо приведет к сокращению ассортимента товаров, либо будет корректироваться. Правительство ожидаемо пошло по второму пути.

Шаги навстречу бизнесу

Главным документом, регулирующим цено­образование в РБ, до сих пор остается постановление № 713. Нормативно-правовой акт издавался уже в трех редакциях. Правки, вносимые в него, направлены на то, чтобы субъекты хозяйствования в условиях беспрецедентного ценового регулирования смогли работать прибыльно и не стремились существенно сокращать ассор­тимент.

Соответственно, многие изменения, вносимые в НПА, были направлены на решение этой задачи. Например, перечень товарных наименований, на которые распространяется ценовое регулирование, сокращен с 370 до 330 позиций.

Наряду с этим из многих наименований были исключены конкретные товарные позиции, цены на которые регулируются. В частности, в феврале 2023 г. постановление № 713 прекратило распространяться на бескостную говядину и свинину, а в июне текущего года из сферы ценового регулирования фактически были исключены и некоторые непродовольственные товары.

Не допустить существенного сокращения ассортимента удалось и благодаря тому, что поставщикам разрешили включить расходы по доставке товаров в отпускную цену, а также корректировать и пересчитывать отпускные цены в случае изменения обменного курса.

Наряду с этими шагами принимались и меры по улучшению финансового положения торговых организаций.

Дело в том, что на фоне повсеместного ограничения торговых надбавок показатели деятельности субъектов торговли ухудшились. Так, в первой половине 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль и рентабельность в ретейле сократилась более чем в два раза.

В госорганах увидели эту негативную динамику и решили принять определенные меры по поддержке субъектов торговли. Например, при формировании цен на некоторые товары розничной торговле разрешили увеличивать на 10% действующие предельные максимальные торговые надбавки.

Еще одна новая возможность заработать у розницы появилась, когда МАРТ разрешило субъектам торговли в некоторых ситуациях получать от поставщиков стимулирующие выплаты (в случае приобретения товаров определенного объема либо увеличения объема закупаемых товаров).

Что дальше?

С высокой вероятностью система ценового регулирования будет и дальше корректироваться. Во-первых, представители бизнеса на рабочих встречах в МАРТ продолжают генерировать соответствующие предложения. Во-вторых, и госорганы обсуждают такие планы.

На прошлом неделе, к слову, состоялось рабочее совещание с участием высокопоставленных должностных лиц, которые по поручению главы государства вырабатывали «согласованное решение по дальнейшей "настройке" системы ценообразования», но «без выхолащивания ее сути».

По итогам обсуждения выработана согласованная позиция, которая будет формализована в докладе главе государства, сообщила пресс-служба Совета Республики. Так что новые изменения, касающиеся порядка ценообразования, можно ожидать.

Однако выхолащивать суть действующей системы ценового регулирования, которая была введена год назад, не планируется. Иными словами, об отмене постановления № 713 речь не идет.

По информации «ЭГ», позиция властей заключается в том, что субъектам хозяйствования нужно подстраиваться под действующие правила ценового регулирования и в перспективе 2–3 лет в Беларуси «другого не будет».

Прогноз понятен. Уже утверждены основные параметры развития страны на 2024 год, которые предполагают снижение инфляции до 6%. Вместе с тем риски ее ускорения существуют, поскольку девальвационные процессы возможны, и 2023 год это подтвердил.

Поэтому инструменты госрегулирования, позволяющие держать инфляцию в ежовых рукавицах, сохранятся. Тем более что в ближайшие годы состоятся две избирательные кампании. Так что первая годовщина ценового контроля последней не станет.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by