Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Интеграция
10.03.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Формула дружбы: — скидка за вход и надбавка за выход

Мартовское заседание межправительственного совета ЕАЭС запомнится резкой полемикой между главами правительств Беларуси и России об условиях и перспективах евразийской интеграции. В ответ на претензии премьер-министра РБ Андрея Кобякова к ценам на энергоносители и сохраняющимся барьерам во взаимной тор­говле глава правительства РФ Дмитрий Медведев ответил обвинением в шантаже и встречными угрозами.

Выступая на заседании совета, премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков признал, что «по-настоящему прорывных, знаковых успехов по развитию евразийской интеграции пока, к сожалению, нет». Он заявил, что решение Минска не уча­ствовать в декабрьской встре­че глав государств союза в Санкт-Петербурге «не было спонтанным». Для такого демарша были «веские причины, которые существуют у нас в двусторонних отношениях с Российской Федерацией».

Двусторонняя нормативно-­правовая база, созданная в тес­ной взаимосвязи с многосторон­ними договоренностями ЕАЭС, сегодня не исполняется, а проблемы в двусторонних отношениях фундаментально влияют на участие Беларуси в многосторонних интеграционных процессах, считает премьер-министр. «Мы не разделяем эти два трека, потому что проблемы в двусторонних отношениях влияют искажающе на евразийскую интеграцию, – объяснил А. Кобяков. – Мы действительно выражаем крайнюю озабоченность в связи с сохраняющейся неурегулированностью проб­лем в нефтегазовой сфере, несоблюдением двусторонних и многосторонних договоренностей по условиям поставок энергоносителей и бездействием на этом фоне Евразийской экономической комиссии»

Беларусь при подписании Договора о ЕАЭС в мае 2014 г. заявляла, что будет добросовестно выполнять свои обязательства в рамках договора при условии, что на многосторонней основе будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и услуг, напомнил А. Кобяков. В первую очередь, речь шла об энергоносителях, продукции сборочных производств и т.п. К сожалению, вместо реализации фундаментальных свобод: движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы – создаются все новые препятствия и барьеры, заявил премьер-министр. При подписании договора о ЕАЭС была договоренность, что раз­ница в ценах на газ будет постепенно ликвидирована к 2025 г. Но почему-то она резко растет, отметил А. Кобяков, причем не на 1–5 или даже 10%, а с 38% в начале 2014 г. до 110% в 2016-м. «Почему после создания ЕАЭС вместо постепенного сокращения раз­ница стала почти в 3 раза выше? – спросил глава белорусского правительства. – Какая свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы здесь может быть?». Если 96% электроэнергии в Беларуси вырабатывается из российского природного газа, то как в такой ситуации можно конкурировать на общем рынке, пожаловался премьер-министр. По его словам, Беларусь готова двигаться вперед, но «мы против того, чтобы делать вид, что движемся вперед».

Андрей Кобяков напомнил, что при подписании договора о ЕАЭС стороны договорились как об отдельных изъятиях, так и об их ликвидации в кратчайшие сроки. Но вместо этого всевозможные внутренние препятствия только нарастают как снежный ком, в т.ч. в 2016 г., несмотря на неоднократные обсуждения вопроса на различных уровнях. Оказывается, вме­сто одних препятствий, которые прекращают действия, тут же вырастают другие, продолжается эскалация ограничений, появляются национальные про­граммы импортозамещения, в основе которых лежат протекционистские меры против товаров, произведенных в других странах ЕАЭС. Решение Высшего Евразийского экономического совета № 73 практически полностью дезавуировано.

Белорусская инициатива в выработке механизма функционирования ЕАЭС в условиях применения одной из союзных стран односторонних мер защиты рынка в отношении других государств не реализована, напомнил А. Кобяков. За время действия российских «антисанкций» в течение более чем 2,5 лет так и не удалось договориться по транзиту товаров в третьи страны. Это влечет прямые потери для бюджета Беларуси, который зависит от экс­порта и свободы транзита товаров. Пока тратится время на борьбу с взаимными изъятиями и ограничениями, упускаются возможности в направлении согласованной промышленной политики, отметил премьер-министр РБ. Дальше «наспех под­готовленных без учета мнений друг друга программ импортозамещения» дело не идет. А. Кобяков призвал направить мак­симум усилий на практическую реализацию предложенных ЕЭК решений по промсборке, производству комплектующих для нужд сельского хозяйства, раз­витию экспорта оборудования и не допускать, чтобы «узконациональные корпоративные и мер­кантильные интересы стали трендом в развитии союза».

Есть нарекания на ход союзной интеграции и у глав правительств Армении, Казахстана и Кыргызстана. В ответ премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что насильно в союзе никого не держат. Он припомнил коллегам, что только благодаря своему участию в ЕАЭС некоторые из входящих в него стран могут покупать российский газ по льготным ценам. «Если бы некоторые страны, присутствующие здесь, не входили в состав нашего союза или, представим себе, вышли из состава союза, они покупали бы сейчас газ по европейским ценам – порядка 200 USD за 1 тыс. м3. Вот и все, – заявил Д. Медведев. – И не нужно ничего доказывать, упражняться в подсчетах. Все было бы существенно, гораздо дороже».

Премьер-министр РФ при­звал собравшихся помнить о льготной цене на газ при принятии решений, тормозящих или блокирующих процесс интеграции в ЕАЭС. По мнению Д. Медведева, перенос проб­лем в двусторонних отношениях отдельных участников ЕАЭС на отношениях в рамках союза в целом недопустим и похож на шантаж.

По-видимому, угрозу резкого повышения цен для потенциальных «беглецов» из союза Медведев шантажом не считает. «Здесь никто никого насильно не держит», – подчеркнул он, отметив, что все участники ЕАЭС вошли в него добровольно, получив в итоге «значительные льготы по энергетическому сотрудничеству» и нарастив объемы экспорта в Россию. При этом глава правительства РФ не упомянул, что поставки товаров из Беларуси в Россию в прошлом году по сравнению с 2013-м упали почти на 36%, а разница между льготной и европейской ценой на газ сократилась с 3-кратной до почти 1/3 (что, кстати, лучше чем ничего). Впрочем, разговоры о возможности чьего-то выхода из ЕАЭС и ОДКБ остаются лишь фантазиями досужих комментаторов. Но предупреждение все услышали.

Вчера на совещании об актуальных вопросах развития страны Президент Александр Лукашенко заявил, что его «удивили заявления моего закоренелого друга Медведева». «Нас, кстати, уже пугать начинают, что газ мы будем покупать по европейским ценам. Типа того, что будете платить не 150, а 200 USD, – сказал глава государства. – Это, знаете, сродни тому, что намек всем – в России, прежде всего, и в Беларуси, – что мы являемся нахлебниками в России: вот, видите ли, они нам делают какой-то подарок». Президент напомнил, что если мы будем платить, как в Европе, то кое за что им тоже придется заплатить, причем «неимоверно выше, нежели цена на природный газ». По мнению Президента, «наши отношения с Россией – это не бухгалтерия». Чтобы оценивать эти отношения, «надо уходить в середину прошлого века, когда мы третью часть населения положили, знаете за что, – заявил А. Лукашенко. – А если кому-то хочется нагнетать ситуацию и в очередной раз вместо решения вопросов нас упрекать, не получится».

Теперь будем ждать, как «Газпром» учтет в своей калькуляции кровь жертв прошедшей войны…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by