Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экономический блок законопроектов в повестке дня весенней сессии

Фото: house.gov.by

2 апреля 2021 г. открылась очередная сессия Палаты представителей. И хотя рассмотренные в первый день вопросы напрямую не касались экономики, депутаты планируют в ходе следующих заседаний принять законы о саморегулируемых организациях, о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, о государственной службе, о лицензировании, о таможенном регулировании, о внесении изменений в законы об инвестициях и другие.

В повестку дня сессии включен давно ожидаемый предпринимателями законопроект «О саморегулируемых организациях».

Дебаты по поводу того, каким должен быть этот закон, какие нормы он должен содержать, не прекращались более 10 лет. Принятый 19.11.2020 Палатой представителей в первом чтении проект – это результат компромисса между правительством и бизнес-сообществом.

Серьезным аргументом для необходимости принятия закона о саморегулируемых организациях (СРО) в Беларуси стало довольно успешное их функционирование в России и других странах ЕАЭС.

Почему создаваемые во многих странах мира СРО становятся мощной движущей силой экономического роста? Вот как ответили на этот вопрос разработчики законопроекта.

Во-первых, институт СРО избавляет органы исполнительной власти, например те же министерства, от значительной по объему работы и одновременно позволяет осуществлять эффективный надзор за отдельными сегментами экономики. В итоге государство получает серьезную экономию бюджетных средств, поскольку определенные функции госорганов передаются органам саморегулирования, финансируемым непосредственно бизнесом.

Во-вторых, правила саморегулирования гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся условиям и вызовам.

В-третьих, участники рынка имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику гос­органов.

В-четвертых, специализированные органы контроля внутри СРО создают эффективные механизмы профессионального воздействия на субъекты хозяйствования, в т.ч. через применение к ним административных и экономических санкций.

И, наконец, сформированные там механизмы разрешения споров между потребителями и производителями товаров (услуг) оказываются более дешевыми для сторон и занимают меньше времени, чем судебные разбирательства. То есть обеспечивается ответственность пе­ред потребителями с помощью компенсационных фондов, обязательного страхования гражданской ответственности и т.д.

Поступивший 18.02.2021 в Палату представителей проект закона о внесении изменений в Закон «Об инвестициях» готовится к рассмотрению в первом чтении. Поставлена задача привести нормы действующего Закона в соответствие с законодательными актами и международными договорами Беларуси. Корректировка некоторых статей проводится с учетом правоприменительной практики.

Планируется дополнить перечень способов осуществления инвестиций через реализацию проектов государственно-частного партнерства; устанавливаются требования, предъявляемые к компенсации (в случаях национализации или реквизиции), которая должна быть своевременной и полной; уточняются положения, регламентирующие разрешение споров между инвестором и государством.

Также предлагаются ограничения в части предъявления к инвестору требований, которые возникают при осуществлении инвестиций и влекут нарушение его прав и законных интересов.

Законопроект «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», принятый 02.10.2020 в первом чтении, призван привести отечественное законодательство в соответствие с документами ЕАЭС в этой сфере, упростить порядок совершения таможенных операций.

Структура действующего Закона существенно переработана и соответствует структуре Таможенного кодекса ЕАЭС.

В проект включен ряд нововведений в части организации таможенного контроля.

Так, предусмотрена возможность не размещать экспортные товары в зонах таможенного контроля, т.е. оформлять вывоз без фактического помещения товаров под процедуру экспорта и предъявления таможенному органу.

Исключена обязанность заинтересованных лиц получать разрешение таможенного органа на удаление наложенных таможенных пломб или печатей после завершения действий таможенной процедуры таможенного транзита. Как и обязанность уведомлять таможенные органы и получать от них разрешение на перемещение между отдельными участками свободных экономических зон товаров, помещаемых под соответствующую таможенную процедуру.

Предусмотрена возможность ис­пользования навигационных ус­тройств, пломб, функционирующих посредством информационных систем, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута перевозки товаров, которые будут применяться в т.ч. в случае непредставления таможенным органам предварительной информации.

К другим новациям этого объемного законопроекта мы еще вернемся.

На открытии сессии прозвучала информация, что депутатам предстоит рассмотреть законопроект «О госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования».

Напомним, что такой проект выносился на публичное обсуждение и получил достаточно высокую оценку специалистов. Так, отмечалось, что ставится цель максимально использовать информационный обмен между госорганами в целях снижения нагрузки на бизнес. В случае принятия закона произойдет упрощение и сокращение ряда требований, предъявляемых сегодня при создании и ликвидации субъектов хозяйствования, регистрации и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП).

В проекте планировалось отменить свидетельство о госрегистрации юридического лица – основным документом становится выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (для ИП свидетельство о госрегистрации предполагалось сохранить).

Согласно Указу от 26.12.2019 № 482, которым утвержден план подготовки законопроектов на 2020 г., этот документ предусматривалось внести на рассмотрение депутатов в сентябре 2020 г., но пока он в Палату представителей не поступил. По крайней мере, он не значится ни в одной из постоянных комиссий.

А проект закона «О лицензировании», судя по информации Национального правового Интернет-портала, внесен 19.10.2020. Бизнес-сообщество отметило как несомненно прогрессивное нововведение то, что в нем по каждому виду лицензирования определен исчерпывающий перечень грубых нарушений. В документе четко прописана компетенция лицензирующих органов.

Одновременно эксперты перечислили и ряд существенных недостатков законопроекта, которые будут тормозить развитие конкуренции.

Поправки в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» направлены на урегулирование вопросов, касающихся выдачи, изъятия, возврата разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в РБ, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок; обмена бланками разрешений с компетентными органами иностранных государств.

Ставится задача вывести всех участников рынка из тени. В частности, в такси предлагается использовать вместо кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, так называемые программные кассы, которые позволят фискальным органам вести дистанционный контроль (в т.ч. и при наличной оплате проезда).

Отметим, что на рассмотрение также внесен проект нового Кодекса об образовании, депутаты планируют рассмотреть его в первом чтении уже на этой неделе.

***

2 апреля 2021 г. на заседании Палаты представителей были обсуждены 11 законопроектов. Почти все они, как отметил председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентин Семеняко, касаются необходимости реагирования на вызовы сегодняшнего дня и направлены на повышение внутренней и внешней безопасности страны.

В их числе – «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», «О недопущении реабилитации нацизма», «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации», поправки в Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

К сожалению, текстов большинства из них в свободном доступе нет. «ЭГ» проанализирует нормы этих законопроектов, как только они появятся на Национальном правовом Интернет-портале.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений