$

2.1134 руб.

2.3388 руб.

Р (100)

3.3230 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Проекты

Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования: предлагаются серьезные изменения

29.11.2019
Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования: предлагаются серьезные изменения
Валерий Фадеев. Фото: Bel.biz

Министерство юстиции вынесло на публичное обсуждение проект закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Оценить основные положения этого документа «ЭГ» попросила нашего постоянного автора, заслуженного юриста Беларуси Валерия Фадеева.

В отчете Всемирного банка Doing Business («Ведение бизнеса») по показателю «Регистрация предприятий» Беларусь всегда занимает высокие места. И связано это прежде всего с тем, что согласно Декрету Президента от 16.01.2009 № 1 в стране введен заявительный принцип регистрации, сроки которой сокращены до минимума, как и количество представляемых документов, требования к размерам уставных фондов и в целом расходы субъектов хозяйствования на эти цели. Не случайно в ходе опросов бизнеса в последние годы регистрация не указывается в качест­ве проблемы, наоборот, отмечается как позитивный фактор, положительно влияющий на деловую среду.

С точки зрения нормотворческой техники проект подготовлен Минюстом практически безупречно. Документ содержит целый ряд положений, которые, как представляется, должны еще больше упростить процедуры регистрации и прекращения деятельности субъектов хозяйствования.

Кратко остановимся на основных новеллах законопроекта.

 

Повысится информативность ЕГР

Появится возможность учета в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) иных объектов, помимо предусмотренных действующим законодательством.

Как поясняет Минюст в обосновании к проекту, необходимость закрепления данной нормы обусловлена проводимой работой по внедрению института филиалов иностранных юридических лиц на территории Беларуси, совершенствованием правового регулирования открытия и деятельности представительств иностранных организаций, т.е. предполагается создание единого реестра таких субъектов.

Расширяются основания включения и актуализации данных в ЕГР. Это не только документы и сведения, представляемые заявителями для госрегистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), а также гос­органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученные посредством информационного взаимодействия ЕГР с другими информационными ресурсами и системами. Это будет касаться, в частности, взаимодействия с автоматизированной системой «Паспорт», информацией о депозитарии для акционерных обществ и т.д. В итоге значительно повысится информативность ЕГР, что должно положительно сказаться на условиях деятельности бизнеса и ряда госорганов.

Устанавливается дополнительная возможность получения данных из ЕГР за плату на основании договоров, заключаемых с Минюстом как владельцем ЕГР. В итоге субъекты хозяйствования смогут оперативно получать более достоверную информацию о контрагентах.

Предусматривается возможность актуализации сведений в ЕГР регист­рирующим органом самостоятельно. То есть отпадет необходимость предпринимателям обращаться в регистрирующий орган (с уплатой госпошлины).

Статья 13 закрепляет создание в ЕГР электронного архива. Все пред­ставляемые в регистрирующий ор­ган документы на бумажных носителях будут сканироваться и включаться в базу данных ЕГР.

 

Новое в процедуре регистрации

В случае вступления норм законо­проекта в силу значительно изменится процедура регистрации субъектов хозяйствования и ИП:

– субъекты будут самостоятельно проверять выбранное наименование и соответствие его законодательству, исключается необходимость пред­ставления в регистрирующий орган электронной копии устава, документа об уплате госпошлины посредством ЕРИП;

– придается юридическое значение официальному адресу электронной почты юридического лица, ИП, указанному в ЕГР. Это позволит упростить процедуру определения местонахождения (поиска) субъекта, которая иногда обостряется, особенно в связи с возникающими спорами, а также необходимостью контроля, исполнения обязательств, судебных решений и др.;     

– предусматривается порядок гос­регистрации ООО на основании типового устава, разработку которого поручат Совмину. Здесь также просматривается заметная экономия для учредителей;

– сократится срок, в течение которого юрлица обязаны внести изменения в свои учредительные документы и представить их для госрегистрации (с 2 месяцев до 15 дней);

– исключается выдача свидетельства о госрегистрации юрлица, его заменят выпиской из ЕГР, которая будет выдаваться регистрирующим органом;

– в Закон «О хозяйственных обществах» введут норму, согласно которой заявление участника о выходе из хозобщества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Последний, в свою очередь, на основании извещения нотариуса внесет в ЕГР запись об изменении состава участников хозобщества. Это поможет усилить защиту прав участников хозобществ и ис­ключить многие спорные ситуации;

 – будет установлен новый механизм информирования налоговых органов о выборе субъектом хозяйствования особого режима налогообложения, исключающий необходимость его обращения в ИМНС;

– перечень оснований для неосуществления госрегистрации дополнят такими основаниями, как несоответствие наименования юрлица требованиям, установленным законодательными актами, наличие в регистрирующем органе судебного постановления, постановления судебного исполнителя, устанавливающих запрет на осуществление госрегистрации, связанной с реорганизацией юридического лица, а также на отчуждение доли участника в уставном фонде ООО или ОДО;

– помимо уполномоченных органов (органов Комитета госконтроля, прокуратуры, госбезопасности, налоговых и др.) с иском о признании госрегистрации недействительной вправе обратиться в суд и иные лица, в т.ч. кредиторы, чьи права и законные интересы нарушены в результате госрегистрации.

 

Ликвидация пройдет быстрее

Здесь среди предлагаемых новаций акцент сделан на сокращение сроков прохождения этой процедуры и защите интересов кредиторов:

– планируется корректировка нор­мы Декрета № 1, предусматривающей ликвидацию юрлица (прекращение деятельности ИП) по решению экономического суда в случае нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации. Вводится возможность судебной ликвидации (прекращения деятельности) за нарушение только порядка ликвидации либо только срока ликвидации;

– действующее основание для ликвидации из-за неосуществления деятельности в течение 24 месяцев подряд предлагается распространить и на некоммерческие организации;

– устанавливается возможность ликвидации юрлиц и прекращения деятельности ИП (в отношении которых заявлены требования о признании регистрации недействительной и не заявлены требования о ликвидации) регистрирующим органом по прошествии трех лет с даты их госрегистрации, поскольку в течение данного срока у заинтересованных лиц имеется возможность заявить иск о ликвидации в судебном порядке;

– предлагается отказаться от принятия регистрирующим органом решения о ликвидации, а вместо этого вносить в ЕГР запись о начале ликвидации. Это связано с тем, что, к примеру, заседания исполкомов проводятся один раз в месяц и встает проблема сроков, которая в ряде случаев имеет значение;

– регистрирующий орган не будет вносить запись о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) юрлица (ИП) в ЕГР при наличии у него судебного постановления, постановления судебного исполнителя, устанавливающих запрет на принятие решения о ликвидации юрлица (прекращении деятельности ИП);

– сокращается количество документов, которые необходимо пред­ставить в регистрирующий орган при ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, а также упрощаются требования к ним: вместо ликвидационного баланса необходимо будет представить уведомление о завершении расчетов с кредиторами;

– действующий в настоящее время запрет на исключение из ЕГР субъекта хозяйствования, находящегося в процедуре самоликвидации, при наличии соответствующей письменной информации контролирующих и правоохранительных органов будет распространен и на субъекты хозяйствования, ликвидируемые регистрирующим органом либо по решению суда;

– уменьшаются сроки представления в регистрирующий орган уполномоченными госорганами справок, сведений, информации при ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, что позволит сократить общий срок ликвидации бизнеса;

– сроки ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования (9 месяцев с правом продления до 12 месяцев) предлагается заменить на один предельный срок – 12 месяцев;

– обязанность представления в регистрирующий орган информации о привлечении ИП физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам при прекращении деятельности возложат на органы ФСЗН (в настоящее время – налоговые органы);

 – так как при упрощенной ликвидации ликвидационные комиссии (ликвидаторы) не создаются, требования кредиторов в таком случае предъявляются непосредственно самому ликвидируемому субъекту хозяйствования;

– из ЕГР смогут исключать субъекты хозяйствования, находящиеся в процессе ликвидации более трех лет (в случае их самоликвидации и ликвидации в упрощенном порядке) при отсутствии задолженности и определенных обстоятельств.

 

Лишь отдельные замечания

Повторю еще раз: в целом законопроект заслуживает самой высокой оценки. Имеются лишь отдельные замечания.

 Первое. Из предусмотренных п. 19 Положения, утв. Декретом №1, сведений, которые дол­ж­ны представить заявители при регистрации (формально они не указаны как основания для отказа в регистрации, но на практике таковыми являются), исключено только указание на то, что гражданин не состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений.

В то же время там остались такие вещи, как наличие непогашенной судимости за преступления против собственности и порядка осущест­вления экономической деятельности (без специального судебного ограничения предпринимательской деятельности); обращение взыскания на имущество – в отношении собст­венника имущества (учредителя, участ­ника) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве ИП; не имеется неисполненного вступившего в законную силу судебного постановления о взы­скании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество, исполнительной надписи о взыскании с физических лиц, в т.ч. с ИП, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет ФСЗН и др. (всего 8 обстоятельств).

Представляется, что все это плохо согласуется с нормой ст. 25 проекта: для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регист­рирующегося в качестве ИП, законодательством, судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за госрегистрацией. Ведь сегодня согласно ГК (ст. 31) в случаях, предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность гражданина (ИП, учредителя, участника, собственника имущества или руководителя юрлица и др.) может быть ограничена в судебном порядке на срок до трех лет.

В данном же случае мы имеем в сущности внесудебное ограничение.

Второе. Согласно п. 1 ст. 4 проекта регулирование госрегистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования осуществляется Совмином, Минюстом, другими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством. Здесь почему-то отсутствует указание на сам Закон, а ведь прежде всего именно он регулирует эту деятельность!

Третье. Согласно п. 1 ст. 7 Минюст осуществляет контроль за проведением госрегистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования регистрирующими органами, в т.ч. органами, которым в установленном порядке делегирована часть полномочий по госрегистрации и ликвидации (пре­кращению деятельности) субъ­ектов хозяйствования. Пред­ставляется, что выделенные слова – лишние, поскольку если кому-то делегировано право регистрировать либо ликвидировать, то он тем самым уже является этим регист­рирующим органом.

И в заключение хочу обратить внимание пред­ставителей бизнес-союзов, пред­принимателей, юри­стов, что обсуждение документа про­длится до 6 декабря. У бизнеса есть воз­можность высказать свое мнение, внести свои предложения по совершенствованию процедуры госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, которые могут быть учтены при доработке проекта.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by