Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Юридическим лицам
08.12.2015 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экологический налог в 2015 году: нюансы применения

На конференции «Практика применения налогового законодательства в 2015 году», организованной МНС при поддержке ООО «ЮрСпектр», консультант управления прямого налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций МНС Татьяна КОВАЛЬЧУК разъяснила актуальные вопросы по исчислению и уплате экологического налога в 2015 г.

 

Хранение отходов производства

Если в графе 3 Классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь, утв. постановлением Минприроды от 8.11.2007 № 85, по какому-либо отходу отсутствует указание степени и класса опасности, при исчислении экологического налога за хранение таких отходов производства применяется ставка, как по отходам производства, по которым не определены классы опасности, за исключением случаев, когда собственник отходов установил степень опасности отходов производства, и класс опасности опасных отходов производства в соответствии с Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утв. постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС от 17.01.2008 № 3/13/2.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Выбросы загрязняющих веществ, осуществляемые нестационарными источниками выбросов или стационарными источниками выбросов, по которым не требуется получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – разрешение), экологическим налогом не облагаются. Кроме того, п. 2 ст. 205 НК предусмотрено, что объектом обложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 тонн в год. Для принятия решения о необходимости исчисления экологического налога следует просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и без установленного класса опасности, поименованных в разрешении. При этом надо учитывать следующие особенности:

– если суммарные объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и без установленного класса опасности, указанные в разрешении, составляют 3 и более тонн, то исчисление и уплата налога за I–III кварталы производятся в общеустановленном порядке вне зависимости от того, что в указанных налоговых периодах (кварталах) фактический суммарный объем выбросов с начала года может быть менее 3 тонн;

– в случае если по итогам работы за год (за I–IV кварталы) фактические объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и без установленного класса опасности, указанные в разрешении, окажутся меньше 3 тонн, природопользователь не будет признан плательщиком в каждом отчетном периоде (квартале) истекшего календарного года, в т.ч. в тех отчетных периодах (кварталах), за которые ранее представлялись налоговые декларации по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – декларация по экологическому налогу) от стационарных источников выбросов;

– в ситуации, когда организация использует право исчисления указанного налога исходя из установленных годовых объемов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и значения выбросов, определенные в разрешении, выше необлагаемого минимума, расчет сумм налога к уплате в целом за год производится на основании значений, утвержденных в разрешении;

– если по итогам года фактические объемы налогооблагаемых загрязняющих веществ составляют значения, которые меньше 3 тонн, природопользователь не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим, представляет в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию по экологическому налогу за истекший (отчетный) год, в которой в графе 4 проставляются нули либо прочерки. Возможные суммы переплат могут быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика либо возвращены ему в порядке, установленном ст. 60 НК.

НК установлены только три ставки экологического налога по веществам III и IV классов опасности. За выбросы загрязняющих веществ I класса опасности и без установленного класса опасности экологический налог не исчисляется и не уплачивается. Сведения об объемах выбросов веществ I класса опасности и веществ без установленного класса опасности используются только при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом.

При наличии у организации обособленных подразделений (филиалов), как выделенных на отдельный баланс и имеющих свой расчетный счет и наделенных обязанностью самостоятельной уплаты налогов, так и не выделенных на отдельный баланс, могут быть получены одно или несколько разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух как по месту регистрации организации, так и по месту осуществления ее деятельности.

Учитывая изложенное и то, что налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях, пороговое значение в 3 тонны, превышение которого обусловливает необходимость уплаты экологического налога, применяется в отношении каждого из выданных организации разрешений. При изменении значений выбросов в разрешениях, полученных в течение календарного года, предельное значение выбросов в целом на год устанавливается в последнем разрешении.

Екатерина АНДРЕЕВА, юрист

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений