Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Достроить не за что и бросить жалко

Долги по кредитам на жилье селу разрешили вернуть попозже
Долги по кредитам на жилье селу разрешили вернуть попозже

Жилищное строительство на селе в нашем государстве рассматривается как один из основных факторов, способствующих привлечению и закреплению специалистов в АПК, прежде всего в сельхозорганизациях, и выводу сельского хозяйства из кризиса. В последние годы оно действительно активизировалось: за 1998--2003гг. жилищные условия улучшили более 30 тыс. сельских семей. Начиная с 1999г. ежегодный объем возведения жилья в сельской местности устойчиво превышает 30% от общего объема по республике. То есть, задание в целом выполняется. Но при этом ввод жилья в сельскохозяйственных организациях составляет 2--2,3 жилых дома (квартиры) на одно хозяйство, а не 5 в среднем, как требует глава государства.

Одна из причин такого положения -- недостаточная организационная работа облисполкомов, Минсельхозпрода по конкретизации задач на местах и слабый контроль. Не было полной ясности на местах и по количеству хозяйств (с учетом их реформирования), и по потребности специалистов, что не позволяло конкретизировать задачи по строительству жилья в каждом районе. Это подтверждается тем, что из построенного на селе в последние годы жилья на конец 2003г. оставались незаселенными 368 домов и квартир.

Мало строится жилья хозспособом -- только 3--7% от общего объема вводимого на селе (в прежние годы этот показатель у сельхозорганизаций достигал 20%).

И, пожалуй, самая большая беда -- неплатежеспособность хозяйств, не позволяющая банкам предоставлять им кредиты на жилищное строительство. В республике на начало 2004г. насчитывалось 2164 сельскохозорганизации, имевшие задолженность 372,9 млрд.руб. по долгосрочным кредитам, полученным в 1996--2003гг., в том числе по кредитам на строительство жилья 299,2 млрд.руб. или 80,2%. Рентабельными были только 162 хозяйства, у которых задолженность по жилищным кредитам составляла 28,8 млрд.руб., остальные неплатежеспособны.

Сумма просроченной задолженности по жилищным кредитам составляет 1,24 млрд.руб. и задолженности по выплате процентов за пользование ими -- 3,9 млрд.руб. За 2004--2006гг. хозяйства должны возвратить 107,9 млрд.руб., в том числе основного долга 68,7 млрд.руб. и 39,2 млрд.руб. процентов за пользование кредитами.

Образовавшуюся задолженность погасить весьма проблематично. Сделать это не позволяют недостаток выручки, поступающей на текущие счета хозяйств, наличие картотеки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, отсутствие собственных оборотных средств. В результате многие сельхозорганизации были вынуждены отказываться от начатого строительства жилых домов.

Понятно, что взаимоотношения отделений ОАО "Белагропромбанк" с хозяйствами-кредитополучателями осложнились. В 2003г. сумма востребованных кредитов составила только 80% от годового лимита. 559 хозяйств, или 55% от включенных в графики льготного кредитования, неплатежеспособны, что не позволило им получить льготные кредиты на строительство жилья.

Опустив логику предложений и действий правительства и Нацбанка по реструктуризации погашения селом задолженности по жилищным кредитам, отметим лишь, что они нашли отражение в Указе Президента от 1.03.2004г. N 123. Для улучшения финансового состояния сельхозорганизациям этим Указом предоставлена отсрочка на 3 года по погашению кредитов, выданных на жилищное строительство в соответствии с Указом от 2.09.1996г. N 346. Такие кредиты выдавались ОАО "Белагропромбанк" в 1996--2003гг. на 10 лет с началом погашения через 3 года после получения и с уплатой 5% годовых.

Предусмотрена также возможность вносить изменения в уже реализующиеся кредитные договоры и увеличивать сроки погашения этих кредитов с 10 до 40 лет с сохранением 5-процентной ставки годовых.

В 2004г. и последующих годах льготные кредиты будут предоставляться сельскохозорганизациям Белагропромбанком не на 10 лет, как прежде, а на срок до 40 лет и все под ту же льготную 5-процентную ставку.

В целях обеспечения возвратности кредитов и соблюдения банковского законодательства обл- и райисполкомам поручено продлить срок действия выданных ими Белагропромбанку поручительств (гарантий), которые выдавались при необходимости в соответствии с Указом от 12.05.1998г. N 236 по кредитам, получаемым колхозами, совхозами и другими сельскохозорганизациями, находящимися в коммунальной собственности.

Многое, конечно же, зависит от ритмичности и своевременности финансирования строек. Поэтому совместным постановлением Совмина и НБ от 2003-12-31г. N 1737/29 установлены расчетные показатели по финансированию и строительству жилых домов в сельхозорганизациях в 2004г. по регионам и источникам финансирования. Всего, чтобы построить в каждом колхозе, совхозе и т.д. в среднем не менее 5 жилых домов (в т.ч. в каждой области не менее 100 деревянных экономичных домов), требуется 386,6 млрд.руб. Намечено, что эти потребности на 65,2% будут покрыты льготными кредитными ресурсами, на 29,7% -- средствами местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, на 4,6% -- собственными средствами хозяйств.

Напомним также, что в текущем году в соответствии с Законом " О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" областные Советы депутатов должны направлять средства местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на займы (кредиты) или субсидии только сельскохозяйственным организациям, строящим (реконструирующим) и приобретающим жилье, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и до 10% этих средств -- на строительство жилья для переселенцев из сносимых, переоборудуемых для других целей ветхих и непригодных для проживания домов. Кроме того, Минскому городскому Совету депутатов предписано 30% средств городского жилищного инвестиционного фонда передать в соответствующие фонды облсоветов (по 5% в каждый) для строительства жилья на селе.

Эмиссионных кредитов не будет. В 2004г., в отличие от прежних лет, по предложению НБ этот источник формируется преимущественно на безэмиссионной основе путем привлечения денежных средств в бюджет за счет сверх установленного Законом о бюджете на этот год размещения государственных ценных бумаг в объеме 132 млрд.руб. сроком на 1 год. Привлеченные средства вносятся в качестве вклада в уставный фонд Белагропромбанка с направлением их на кредитование жилищного строительства в селах. Компенсация расходов, связанных с выплатой процентного и (или) дисконтного дохода по ГЦБ, осуществляется Нацбанком.

Итак, не менее 5 жилых домов в каждой сельскохозорганизации, не забывая при этом и о всевозможном снижении стоимости сельского жилищного строительства. Как это будет выполняться на практике, проследят специально созданные республиканский штаб и аналогичные штабы в областях и Минске.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений