Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МНС – о практике доначисления налогов

Фото: ncpi.gov.by

Обновленный Налоговый кодекс действует уже более двух с половиной лет. Но, как и в 2019 г., значительное количество вопросов у бизнеса вызывает практика применения ст. 33 НК в части порядка определения и корректировки налоговой базы и сумм налогов и сборов. Эксперты в области права не раз отмечали неоднозначный и оценочный характер положений названной статьи.

Актуальную позицию министерства по этому вопросу, а также основания для применения норм ст. 33 НК в рамках проведения налогового контроля во время семинара, организованного Национальным центром правовой информации, изложила начальник управления методологии налогового контроля главного управления организации контрольной деятельности МНС Наталья Рончко.

 

Три основания, но вариантов – множество

Пункт 4 ст. 33 НК устанавливает общие принципы корректировки налоговой базы и сумм налогов. При этом сама корректировка производится в соответствии с положениями Особенной части НК, определяющими порядок исчисления каждого из установленных налогов.

Налоговая база подлежит корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

– искажение сведений о хозяйственных операциях, объектах налогообложения;

– минимизация платежей – целенаправленные действия налогоплательщика, основной целью которых является неуплата (неполная уплата) или зачет, возврат суммы налога или сбора;

– отсутствие реальности совершения хозяйственной операции.

Фактически данная норма обобщила действовавшие ранее (до 2019 г.) основания для корректировки налоговой базы, поскольку в законодательных актах остались неизменными существенные принципы, определяющие правовые и методологические основы бухгалтерского учета, первичных учетных документов и налоговых деклараций.

Так, к искажению сведений, по мнению представителя МНС, относятся:

– сокрытие (занижение) объектов налогообложения, налоговой базы, завышение расходов, затрат, учитываемых при налогообложении, завышение вычетов по НДС и профессиональных налоговых вычетов;

– отражение в налоговых декларациях либо в регистрах налогового или бухгалтерского учета недостоверной информации об объектах налогообложения, налоговой базе, сумме налоговых обязательств;

– выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию или перечислению суммы налога, сбора (пошлины), в т.ч. установление факта выплаты заработной платы «в конвертах» без отражения на счетах бухучета;

– неправильное применение пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, специальных режимов налогообложения.

Таким образом, проверяющие могут доначислить налоги, даже если операции реально совершались, все документы у плательщика имеются в наличии, формально его действия не противоречили законодательству, но их основной целью было занижение налогооблагаемой базы. А нереальность многих схем, как ранее отмечали представители МНС, очевидна, какими бы документами они ни оформлялись.

Под целью минимизации налогов, с точки зрения МНС, следует понимать:

– передачу вычетов по НДС при реорганизации, в т.ч. при цепочке осуществления нескольких реорганизаций;

– проведение разовых экспортных операций, облагаемых по ставке НДС в размере 10%, на незначительные суммы для получения права на возврат данного налога из бюджета в полном объеме;

– отражение в налоговых декларациях выручки от реализации товаров, работ и услуг в минимальном размере и заявление вычета НДС в полном объеме под ставку 10%;

– оформление недостоверных первичных учетных документов под реализацию товаров на внутреннем рынке по ставке НДС 10% по ценам ниже себестоимости либо цены приобретения, повлекшее превышение вычета НДС на сумму исчисленного налога или вычет налога в полном объеме, – при отсутствии фактической реализации;

– использование индивидуальных предпринимателей для документирования хозяйственной операции с целью неправомерного возврата сумм НДС, а также обналичивание полученных ИП денежных средств;

– создание нескольких субъектов хозяйствования, прикрывающих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения специальных режимов налогообложения, – с целью использования их преимуществ;

– подмену трудовых отношений гражданско-правовыми путем заключения договоров подряда с ИП, которые, как правило, фактически выполняют функции, предусмотренные трудовыми договорами (от редакции: представители бизнеса отмечают, что под данное положение попадают все хозяйственные операции, выполняемые ИП, в т.ч. маркетинговые, бухгалтерские, консультационные услуги);

– реализацию взаимосвязанных хозяйственных операций, направленных на неправомерное применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

 

Обещают без формальностей

Согласно п. 5 ст. 33 НК при наличии оснований, указанных в п. 4 данной статьи, налоговая база или суммы подлежащего уплате налога определяются исходя из фактических сведений об объектах налогообложения или фактических обстоятельствах совершения хозяйственных операций, имеющихся данных об их совершении – при возможности их установления.

Наталья Рончко:

«Положения статьи позволяют обеспечить защиту плательщика от возможного формального применения налоговых последствий, поскольку в случае, если, к примеру, им будут представлены первичные учетные документы, не помещенные в налоговый и бухгалтерский учет, но подтверждающие фактическую стоимость приобретенных материальных ценностей, реализованных им, то такие расходы могут быть учтены при определении налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет».

Пункт 6 ст. 33 НК указывает на право плательщика самостоятельно до назначения проверки произвести корректировку своих обязательств, подав уточненные декларации, и уплатить налоги в добровольном порядке. Это позволяет избежать административной ответственности за допущенное нарушение.

***

В течение 2019 г. – 1-го полугодия 2021 г. налоговыми органами направлено 122 уведомления с предложением о проведении корректировки налоговых обязательств в добровольном порядке и составлено 190 актов проверок (в т.ч. камеральных) с применением оснований, определенных п. 4 ст. 33 НК.

При этом только менее 5% решений налоговых органов было обжаловано в судебном порядке, из них лишь одно решение было отменено и только частично. Свидетельствует ли это о том, что контролеры работают строго в рамках законодательства и трактуют все неточности и неясности в пользу налогоплательщиков? Или просто бизнес не рассчитывает отстоять в суде собственные позиции?

У хозяйствующих субъектов часто вызывает вопросы методика сбора налоговыми органами доказательной базы при осуществлении контрольных мероприятий. Однако это служебная информация ограниченного распространения. При этом с формами и методами контроля ознакомиться можно – они определены постановлением МНС от 30.04.2019 № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов».

Наталья Рончко:

«В сегодняшних реалиях выявляемые правонарушения это не всегда прямые нарушения норм законодательства. Это, как правило, тщательно выстроенные схемы с использованием иных субъектов хозяйствования в интересах одного или нескольких бенефициарных владельцев либо собственников. Зачастую предоставляемая информация и объяснения плательщика формально соответствуют законодательству, однако фактически предпринимательская деятельность осуществляется иными лицами и в ином порядке, отличном от порядка, помещенного в бухгалтерский либо налоговый учет».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by