Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
13.12.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Должникам денег не давать©

Национальный банк письмом от 6.12.2013 № 04-21/923 рекомендует коммерческим банкам ужесточить условия кредитования субъектов хозяйствования для закупок импорта. В частности, регулятор рекомендует не предоставлять кредиты для приобретения импортного ...

Национальный банк письмом от 6.12.2013 № 04-21/923 рекомендует коммерческим банкам ужесточить условия кредитования субъектов хозяйствования для закупок импорта.

В частности, регулятор рекомендует не предоставлять кредиты для приобретения импортного оборудования через посредников, в т.ч. через лизинговые компании, не осуществлять лизинговые сделки, если объект лизинга приобретается через посредников, в т.ч. лизинговые компании.

Кроме того, Нацбанк рекомендует комбанкам не предоставлять кредиты для осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, которые предусматривают получение от нерезидентов РБ товаров, относимых к промежуточному импорту, субъектам валютных операций, имеющим сверхнормативные запасы готовой продукции, а также просроченную или пролонгированную Нацбанком дебиторскую задолженность, образовавшуюся при осуществлении внешнеторговых операций. Информацию о наличии либо отсутствии такой дебиторской задолженности субъект валютных операций — резидент должен представлять за подписью директора (руководителя) либо уполномоченного им лица, а также главного бухгалтера при его наличии.

Кроме того, Нацбанк рекомендует банкам предоставлять кредиты под гарантии местных органов власти только при наличии ликвидного обеспечения исполнения обязательств в дополнение к этим гарантиям с учетом комплексной оценки эффективности реализации кредитуемых проектов.

В письме отмечается, что такие рекомендации даны с целью обеспечить выполнение Плана совместных действий Совмина и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности белорусской экономики. Заметим, что этот документ, среди прочего, предусматривает ограничение кредитования экономики в белорусских рублях и иностранной валюте на валовой основе суммой не более 30 трлн. Br в месяц (1% прироста требований банков к экономике в месяц), а также введение дополнительных мер пруденциального регулирования, направленных на оптимизацию валютного кредитования, и проведение дополнительных мероприятий, обеспечивающих возврат валютной выручки в страну (дебиторской задолженности).

Следом Нацбанк письмом от 9.12.2013 № 31-15/322 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)» сообщил, что более не применяются в работе письма от 21.06.2012 № 31-12/165 и от 6.06.2013 № 31-12/136 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)». Напомним, первым документом разрешалось субъектам хозяйствования РБ покупать и использовать иностранную валюту для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга) в иностранной валюте, заключенным с резидентами на срок свыше 1 года, при условии, что объект лизинга был приобретен (получен) лизингодателем за счет кредитов, займов в иностранной валюте (в т.ч. коммерческих), полученных от нерезидентов, а вторым — если объект лизинга импортного производства был полностью или частично приобретен (получен) лизингодателем за счет кредитов в иностранной валюте, предоставляемых отечественными банками. Теперь же регулятор разрешает покупать валюту для осуществления расчетов по указанным в обоих письмах операциям только в рамках договоров финансовой аренды (лизинга), исполнения обязательств по которым начато до 10 декабря 2013 г., до прекращения обязательств по ним.

Таким образом, Нацбанк своим письмом пытается одновременно решить целый ряд проблем. С одной стороны, по итогам 9 месяцев т.г. импорт инвестиционных товаров вырос на 13,6% по сравнению с январем–сентябрем 2012 г., потребительских — на 28,6%, а промежуточных товаров сократился на 16,8%. В частности, увеличились импортные закупки грузовых автомобилей (на 175,7 млн. USD), аппаратуры связи (на 77,5 млн.), автомобилей спецназначения (на 52 млн.), машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур (на 49,4 млн.), дорожной и строительной техники (на 40,8 млн.), электрогенераторных установок (на 35,9 млн.), железнодорожных локомотивов (на 33,3 млн.). Однако в то же время, как сообщает Белстат, в результате неблагоприятных ценовых условий внешней торговли и падения физического объема поставок товаров на внешний рынок покупательная способность белорусского экспорта по сравнению с январем–сентябрем 2012 г. уменьшилась на 20,9%. При этом физические объемы экспорта инвестиционных товаров сократились на 14,6%, а промежуточных — на 27,4%. Одновременно внешняя дебиторская задолженность на 1.10.2013 г. составила 52 трлн. Br, увеличившись по сравнению c началом года на 16,1%. При этом внешняя дебиторская задолженность без учета задолженности по авансам, выданным по внешнеторговым контрактам, заключенным в рамках реализации долгосрочных инвестпроектов, и задолженности, взыскание которой является предметом судебного разбирательства или находится на стадии исполнительного производства, составила 39,2 трлн. Br, что эквивалентно 4,3 млрд. USD — на 24,3% больше, чем на 1.10.2012 г., и на 21,1% больше, чем на начало года.

Не секрет, что иные предприятия, стремясь скрыть избыток нереализованной продукции, отправляют ее в свою зарубежную товаропроводящую сеть. Это позволяет рапортовать о разгрузке складов, но приводит к росту внешней дебиторской задолженности. Теперь Нацбанк своим письмом пытается «перекрыть» возможности для подобных манипуляций, лишив такие предприятия возможности получать кредиты для закупки сырья и материалов за рубежом. В придачу практически замораживается возможность приобретения инвестиционного лизинга через лизинговые компании, не имеющие доступа к валютным ресурсам.

Весьма интересно выглядит рекомендация требовать в дополнение к гарантиям местных органов власти ликвидного обеспечения исполнения обязательств. По-видимому, регулятор хорошо представляет себе истинную надежность таких гарантий и перспективы взыскания обеспеченной ими задолженности из областных и районных бюджетов.

Константин АЛЕХИН
 
 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

По мнению представителя Ассоциации лизингодателей Александра Цыбулько, такие новшества серьезно скажутся на деятельности лизинговых компаний. Дело в том, что договоры лизинга заключаются на длительные сроки, а стоимость рублевых ресурсов такова, что кредитоваться выгоднее в валюте. При этом лизинговые компании с иностранными инвестициями получают долгосрочное финансирование за рубежом обычно на 3–5 лет.

Сегодня значительную часть портфеля лизинговых компаний составляют договоры с отечественными экспортерами и транспортными организациями, работающими на международном рынке. Дорогостоящее оборудование и грузовая автотехника для них, как правило, приобретается за границей. У лизинговых компаний инвестиционные затраты по приобретению предметов лизинга формируются в валюте. Это кредиты банков-нерезидентов, оплата по внешнеэкономическим договорам и т.п. При отсутствии возможности получать платежи от лизингополучателей — резидентов РБ в валюте лизингодатели будут вынуждены предусматривать в договорах условия оплаты лизинговых платежей исходя из привязки белорусского рубля к иностранной валюте по официальному курсу Нацбанка на дату оплаты. Это приведет к существенному снижению объемов привлекаемых лизинговыми компаниями кредитов за рубежом, поскольку иностранные кредиторы опасаются повторения кризисной ситуации на отечественном валютном рынке. Они хорошо помнят негативный опыт 2011 г., когда большинство лизинговых компаний не имели в течение длительного срока возможности свободно приобретать валюту по официальному курсу. Сохранение расчетов в валюте, по мнению кредиторов, существенно снижает операционный и валютный риски заемщиков и будет способствовать продолжению и расширению кредитования белорусских лизинговых компаний в зарубежных банках, а также выравниванию условий деятельности при внутреннем и международном лизинге. Кроме того, лизингополучатели, имеющие собственную валютную выручку, также не смогут использовать ее в оплату лизинговых платежей, что негативно отразится на общем объеме заключаемых договоров лизинга.

В этой ситуации объем вновь заключаемых сделок белорусскими лизингодателями в силу вводимых Нацбанком ограничений будет существенно снижаться. При этом лизинговые компании-нерезиденты, работающие с белорусскими клиентами, (например, VOLVO Financial Services, Scania Credit AB и др.), оказываются в выигрышном положении, т.к. расчеты по международному лизингу в валюте разрешены.

Отметим, что до вступления с 6.10.2009 г. в силу изменений и дополнений в Правила проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка № 72, расчеты в иностранной валюте по договорам лизинга могли осуществляться на постоянной основе, что положительно сказывалось на динамике привлечения лизинговыми компаниями иностранных инвестиций в экономику страны и росту лизинговой отрасли в целом, являющейся практически самой эффективной на постсоветском пространстве.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by