Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
28.05.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

До автобума еще не дошло, а до штрафов - уже

Предстоящее значительное повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки и цен на них в целом в России не на шутку взволновало и Беларуси...
Предстоящее значительное повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки и цен на них в целом в России не на шутку взволновало и <автообщественность> Беларуси. Ведь, как правило, нововведение в таможенном законодательстве россиян спустя время дублируем и мы. Поэтому граждане и организации в массовом порядке устремились за рубеж за автомобилями всех <видов, сортов и калибров> по старым, пока еще не поздно, ценам.

Отмечая значительный рост ввоза иномарок в республику, таможенники констатируют и не менее значительный рост административных таможенных правонарушений, за которыми следуют штрафы. Им подвергается едва ли не каждый ввозимый автомобиль. Паника да спешка - плохие советчики. Послушаем лучше специалиста - заместителя начальника отдела кадров Минской региональной таможни (МРТ) Виктора Палеева.

- Один из наиболее часто встречающихся <рифов> - сроки доставки ввозимых транспортных средств. Таможенное законодательство сложное, к тому же многие в спешке и не стремятся его изучать и, как следствие, недооценивают тот факт, что все ввозимые в республику транспортные средства - объект таможенного контроля. А для товаров, находящихся под таким контролем, на границе дается определенный срок доставки на таможню пункта назначения либо на прохождение через территорию Беларуси. Превышение этого срока без уважительной причины и своевременного уведомления таможенного органа карается штрафом.

Часто случается так, что перевозчик нарушает отведенные ему временные рамки и по объективным причинам. Например, срок доставки приходится на воскресенье или понедельник, когда многие пункты таможенного оформления не работают, или в дороге подвело здоровье и пришлось остановиться, сломался автомобиль, случилось ДТП... Во всех этих случаях штрафов можно избежать. Достаточно позвонить по телефону в свою таможню и сообщить дежурному свои полные данные, а он зафиксирует в специально отведенном журнале факт и причину нарушения сроков доставки. (В Минской региональной таможне оперативный дежурный телефон - 245-34-61, по которому вас проинформируют по интересующему вопросу или направят в отдел, где дадут исчерпывающую устную или письменную консультацию по уплате платежей, правилам таможенного оформления или предоставления льгот. Правда, за определенную плату - в зависимости от сложности, срочности и объема консультации: от 1 до 3 USD в эквиваленте при устной форме и от 2 до 6 USD при письменной.) Потом нужно письменно обратиться к начальнику таможни с просьбой продлить этот срок и представить, если необходимо, справку из ГАИ или больницы, поликлиники и т.д.

Хотел бы также напомнить, что ответственность за достоверность сведений, представленных таможне при оформлении автомобиля, несет декларант, т.е. лицо, лично или по доверенности ввозящее автомобиль и оформляющее декларацию. И вот тут-то, как показывает практика, ошибок тоже хоть отбавляй. Многие граждане, не зная иностранного языка, своих и чужих порядков, ориентируются лишь на данные технического паспорта, который получают при покупке машины за границей, наивно полагая, что в нем должно быть все, что необходимо задекларировать при возвращении на родину, и что эти сведения - о дате выпуска, объеме двигателя и т.д. - достоверны. Но в том-то все и дело, что это часто далеко не так. В этих паспортах в цифровом виде дата выпуска не указывается. Она закодирована внутри кузова под какой-то буквой. Поэтому машину и дату ее выпуска нужно проверять по каталогу, что нередко выливается в солидные доплаты к тем, что предполагал уплатить на границе ввозящий ее гражданин.

Бывает и так, что декларанты указывают в декларации первую же попавшую на глаза дату из техпаспорта, ошибочно считая, что это и есть год выпуска автомобиля. А это оказывается, например, дата сертификации - допуска к безопасному движению или дата первой постановки на учет.

Иногда, когда у таможни возникают сомнения насчет <возраста> автомобиля, т.е. когда речь идет о так называемой переходной модели (на языке таможенников - <пограничный год выпуска>) мы требуем справку от официального дилера марки о дате выпуска. И очень часто его данные и данные декларанта расходятся на неделю, другую, на месяц. Но даже такая малость может существенно повлиять на размер таможенных платежей. К тому же приобретатель авто, опять-таки, неумышленно подпадает под статью административного кодекса. Хотел бы также предупредить соотечественников о том, что некоторые продавцы, в основном в Польше и Германии, подделывают техпаспорта. А покупатели узнают об этом только на своей границе от таможенного инспектора и наказываются в административном порядке за недостоверность представленных сведений, как того требует законодательство. Мало того, что они, возможно, приобрели автомобиль старше, чем предполагали, так приходится еще и доплачивать за него и раскошеливаться на штраф.

Чтобы не попадать впросак, рекомендую всем, кто приобретает автомашину за границей, получить на фирменной станции обслуживания официальную справку с данными о дате выпуска этого автомобиля и реальном объеме двигателя. Ведь бывает, что в процессе эксплуатации двигатель меняется, а отметка об этом в техпаспорте делается не всегда. Пусть эта справка будет на немецком, польском языке. Главное, чтобы она была. С нею у неискушенных наших покупателей будет меньше и мытарств, и расходов, которые, кстати, можно сократить и еще одним путем.

Дело в том, что большинство покупателей импортных авто либо из-за неинформированности, либо из-за недоверия к таможенным органам не пользуется таким удобством, как оформление финансовой гарантии. А казалось бы, чего проще, в частности для минчан. Заехал перед поездкой за рубеж на Ждановичский рынок, где есть пункт таможенного оформления, оставил там определенную сумму, которая зачтется потом при таможенном оформлении, а лишние вернутся плательщику, проинформировал об этом МРТ, и поезжай себе спокойно за своей иномаркой. Глядишь, не придется потом по нескольку раз ездить из Минска в Брест или Гродно за разного рода согласованиями и подтверждениями, да и пересечение границы при обратном въезде с автомобилем будет для владельца финансовой гарантии беспроблемным.

Эти правила одинаковы для всех таможен, не только Минской региональной. Однако же наши граждане почему-то упрямо предпочитают ходить самыми длинными и затратными путями, все делать на границе.

В последнее время по ряду причин у нас несколько увеличился и временный ввоз иностранных автомобилей, с которым тоже есть проблемы.

Прежде всего - это нарушение сроков, отводимых на обратный вывоз или помещение автомобиля под другой режим, а также действия, манипуляции с ним, не предусмотренные режимом временного ввода. И то и другое подпадает под серьезные статьи КоАП и чревато не только штрафами, но и в ряде случаев конфискацией объекта правонарушения. Поэтому хотелось бы напомнить некоторые правила, установленные и для этого таможенного режима.

Если автомобили ввозятся иностранной организацией для ее  представительства в нашей республике и это представительство является субъектом хозяйствования - резидентом РБ, то оно вправе ввезти эти автомобили и заявить любой из таможенных режимов, в соответствии с ним и пользоваться автомобилем. Когда заявляется режим временного ввоза, таможенная пошлина в полном объеме не платится, но за весь заявленный срок временного ввоза взимаются так называемые периодические платежи в размере 3% от стоимости, которую нужно было бы декларировать, если бы товар был выпущен в свободное обращение.

Если гражданин РБ временно ввозит в республику автомобиль по доверенности иностранных юридических или физических лиц - нерезидентов Республики Беларусь, то на границе он заявляет режим временного ввоза и обязан однократно заплатить периодические платежи в размере 3% от суммы, подлежащей уплате, если бы автомобиль выпускался в свободное обращение, за весь срок установленного режима временного ввоза. В это время гражданин не имеет права без разрешения таможенного органа кому-либо передавать автомобиль. До истечения срока режима временного ввоза он обязан либо вывезти этот автомобиль из нашей республики, либо заявить в отношении него другой режим, либо продлить текущий, если позволяет срок действия доверенности. Иначе уже всего за один день просрочки последует наказание рублем - от 50 до 80 МЗП.

Если собственник-иностранец продал, подарил или другим образом передал право собственности на автомобиль, то наш гражданин может изменить режим временного ввоза на режим свободного обращения с уплатой таможенных платежей.

Что же касается многочисленных вопросов о ставках пошлин на ввозимый автотранспорт, то они в Беларуси на сегодняшний день прежние. В соответствии с Указом Президента от 5.02.2001г. N 57 транспортные средства, приобретенные за пределами таможенной территории РБ и ввозимые как самими собственниками (резидентами Республики Беларусь либо временно работающими или обучающимися в РБ нерезидентами), так и иными лицами по поручению указанных собственников, не выезжающих для их приобретения за пределы Беларуси, оформляются по единой ставке 0,5 евро за 1 куб. см объема двигателя в отношении транспортных средств:

с момента выпуска которых прошло менее 3 лет (включительно) независимо от пробега;

с объемом двигателя 2500 куб. см (включительно) и более;

с момента выпуска которых прошло более 10 лет.

По единой ставке 0,35 евро за 1 куб. см объема двигателя в отношении иных транспортных средств.

Данные ставки распространяются и на транспортные средства, находящиеся на таможенной территории Беларуси под таможенным контролем, право собственности на которые перешло к физическому лицу по решению суда, по наследству, а также в иных случаях по решению Государственного таможенного комитета.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений