Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
16.08.2013 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дипломатия таможенных канонерок©

Федеральная таможенная служба РФ с 14 августа без объяснения причин фактически заблокировала ввоз украинских товаров в Россию. Эксперты видят в этом шаге попытку Кремля принудить Украину к вступлению в Таможенный союз или хотя бы помешать подписанию Киевом соглашения о свободной торговле с Евросоюзом.

Федеральная таможенная служба РФ с 14 августа без объяснения причин фактически заблокировала ввоз украинских товаров в Россию. Эксперты видят в этом шаге попытку Кремля принудить Украину к вступлению в Таможенный союз или хотя бы помешать подписанию Киевом соглашения о свободной торговле с Евросоюзом.

Торговая война началась в 00:00 часов 14 августа, когда ФТС РФ включила в профиль риска системы управления рисками всех без исключения украинских экспортеров. Комментировать это решение в ФТС отказываются. Тем временем российские таможенники подвергают украинские грузы сплошной проверке, включая их выгрузку, перегрузку и загрузку назад в транспорт. Проводится перевес металла, усиленно проверяются сопроводительные документы, причем сертификаты соответствия направляются на экспертизу достоверности в Москву. Задержка грузов может составить от нескольких дней до 2 месяцев.

Это сулит ощутимые потери экономике Украины. Объем ее поставок в Россию в январе–июне 2013 г. составил 7,8 млрд. USD, а во II полугодии прогнозировался на уровне 8,5 млрд. Основные импортируемые товары — железнодорожная техника, черные металлы и изделия них, электрооборудование, химическая, молочная, мясная, кондитерская и алкогольная продукция, бумага, автомобили, мебель. Федерация работодателей Украины оценивает потери от срыва части контрактов, подорожание и задержку сделок в 2–2,5 млрд. USD. На эту же сумму увеличится дефицит платежного баланса страны. Кроме того, промышленное производство может сократиться на 7–8%, а реальный ВВП — примерно на 1,5%.

Глава комитета Госдумы России по делам СНГ Леонид Слуцкий объяснил происходящее «просто бюрократией», заверил, что все проблемы разрешатся в ближайшее время, никакой политики в этом нет, добавив, что сложности связаны с тем, что Украина не входит в Таможенный союз.

Впрочем, проблемы у украинских экспортеров начались сразу же после визита президента РФ в Киев в конце июля. Тогда, выступая на конференции, посвященной цивилизационному выбору Украины, В.Путин заявил, что конкурентные преимущества украинская экономика может получить только при объединении с российской. «При этом у нас есть все основания полагать, что мы можем и должны это сделать», — сказал президент РФ. Однако у большинства украинцев свой взгляд на степень сотрудничества с соседями.

Прогноз The Financial Times, написавшей 30 июля, что Украине грозит торговая война, если ее руководство проигнорирует слова Путина, сбылся в тот же день. Сразу же по возвращении российского президента в Москву Роспотребнадзор запретил ввоз в РФ кондитерских изделий компании «Рошен» — под предлогом нарушений по качеству. В частности, московские санитары считают, что в украинских конфетах содержание бензопирена выше нормы (при том что в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) требований по содержанию этого канцерогена в шоколаде нет). Неудивительно, что Таджикистан и Молдова признали, что никаких претензий к продукции «Рошен» не имеют. Такое же решение принял Казахстан, отказавшись поддержать репрессии против компании.

В конце июля — начале августа выборочно контроль за украинскими товарами был усилен, что затянуло процесс прохождения границы на 3–7 дней, а затем проверки стали тотальными. Это приводит к тому, что грузы простаивают на границе, затраты растут, продукты портятся, поставки срываются, что в итоге подрывает позиции украинских производителей на российском рынке. В Украине, судя по публикациям в СМИ, слова Путина и действия российских регуляторов рассматриваются как геополитический шантаж, направленный на срыв назначенного на ноябрь подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС.

Заметим, что это происходит между странами, входящими в ВТО. Между тем Беларусь может в ближайшие дни оказаться перед выбором: открыть против Киева «белорусский фронт» или отказаться от участия в экономической блокаде южного соседа. В первом случае можно рассчитывать на некоторые преференции: мы и сами неоднократно пытались ограничить присутствие украинских товаров на своем рынке, а теперь их и на российском станет меньше. Но и украинцы, скорее всего, предпримут ответные меры. Второй вариант позволит сохранить с Киевом хорошие отношения, но может вызвать тем самым недовольство партнера по Таможенному союзу, на которого приходится половина нашего внешнеторгового оборота.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by