Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
АПК
16.09.2008 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Деньги любят отдачу...

... А товаропроизводитель — свободу

В преддверии события

Вопросы привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс страны и повышения эффективности их использования обсудят 17 сентября участники научно-практической конференции, организуемой Минсельхозпродом и БСПН им. М.Кунявского при поддержке представительства CNFA.

Деньги любят отдачу…

Белорусские аграрии всегда нуждались, и государство не оставляло их без поддержки. Уместно отметить, что средства в эту отрасль направляются немалые: только на цели Государственной программы возрождения и развития села выделено более 70 трлн. Br. Но есть и отдача — взять хотя бы нынешний рекордный (более 9,3 млн. т) намолот зерновых.

Между тем, почувствовав вкус к первым успехам и достойной жизни, сельчане просят все новых денег — на реконструкцию ферм и закупку удобрений, на оснащение детских садиков и другие жизненно необходимые нужды. У государства (именно оно в любой стране является основным донором сельхозпроизводителей) средств не хватает. Надежда на частный бизнес.

В общем-то бизнесмены не против: как правило, такой альянс оказывается выгодным обеим сторонам. Например, ЗАО «Витекс», вложив с 2004 г. 15 110 млн. Br в убыточный СПК «Теплень», не просто в корне изменило жизнь местного населения, но и получило возможность отказаться от импортных закупок многих ингредиентов для основного производства — необходимые им мед, молоко, экстракты трав и другое теперь «выращивают» сами. «Подсобным цехом» для ЗАО «Выставочный центр «Аквабел» стало некогда убыточное УП «Совхоз «Боровляны». Многие компании переносят в свои новые владения складские помещения, логистические центры, вспомогательные производства и т. д.

В то же время немало и таких случаев, когда в силу различных причин, особенно когда подобные союзы формировались наспех и без должного расчета, результат оказывался плачевным: они распадались, инвесторов приходилось искать уже для двух убыточных хозяйств, а потраченные до этого деньги уходили «в песок». Именно поэтому аграрии и предприниматели — новые потенциальные инвесторы села, прежде чем затевать очередную кампанию, решили рассмотреть проблемы АПК внимательнее, посоветоваться, что нужно сделать для того, чтобы вложенный в село капитал работал наиболее эффективно.

… А товаропроизводитель — свободу

В частности, так утверждает один из участников конференции — начальник отдела по научному обеспечению, внедрению новых форм хозяйствования и реформирования собственности Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома Николай МАНЬКО, с которым беседует корреспондент Федор ЗАЯЦ.

— Николай Григорьевич, ваш доклад посвящен современным проблемам реформирования села. Что там теперь, собственно, происходит?

— Белорусское село постепенно переходит на индустриальные рельсы. В силу неблагоприятной и все обостряющейся демографической ситуации мы теряем личные подсобные хозяйства, и дальше кормить страну, скорее всего, придется общественному сектору. Для этого он нуждается в серьезном технологическом переоснащении. В прошлые годы в области было реконструировано 139 молочно-товарных ферм, 27 животноводческих комплексов, 17 птицефабрик. 22 новые фермы возводятся в нынешнем году. Собственно, это уже и не фермы, скорее комплексы, где 4-6 доярок обслуживают от 600 до 1100 голов скота.

Переходим на новые технологии в земледелии — 70% работ уже выполняются в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

В области возводятся 325 агрогородков — и тоже привносят в жизнь свои нюансы. Создав в них социальную базу, мы должны, как Форд говорил, «продать» ее услуги. «Покупатель» — население — должно для этого иметь деньги. То есть на селе нужно развивать производство, причем «быстрые» доходы приносят только молоко и птица. Этого мало, следовательно, в агрогодках должны работать центры малого предпринимательства, быть разнообразие выпускаемой продукции. Одновременно это будет способствовать росту занятости сельского населения.

— И в какой мере во всем этом рассчитываете на частный капитал?

— В 2004-2005 гг. 140 хозяйств области было «отдано» новым инвесторам, в 2006-2007 гг. — еще около 40, и в этом году столько же должны объединиться в рамках программ совершенствования структуры управления аграрным сектором. За 2004-2008 гг. в аграрный сектор области инвестировано 1,6 трлн. Br. Закуплено 800 тракторов, 580 зерноуборочных комбайнов, свыше 300 тыс. единиц иной сельскохозяйственной техники.

В результате слияния хозяйств на селе оказалась масса неиспользуемых производственных помещений. Также работаем по их вовлечению в оборот. Зачем объединившимся хозяйствам держать, скажем, две мастерские? Законодательство позволяет приобрести это помещение под определенные проекты и на условиях льготного кредитования запустить их в производство. И это выгодно, потому что иначе создать новый бизнес в пригородной зоне, где земля стоит очень дорого, почти невозможно.

С другой стороны, каждый СПК имеет какую-то технику (семяочистительные машины, оборудование для протравливания семян и т. д.). Когда просчитали всю эту «экономику», оказалось, что нам столько не надо. Выгоднее в каждом районе построить региональный центр по подготовке семян — 10-12% валового сбора зерна идет на семенные цели. Но опять же нужны инвестиции. Собственные сельчанам очень сложно найти — большинство хозяйств закредитовано.

В этом году область собрала 160 тыс. т рапса — никогда таких объемов не получали. Значит, нужны инвестиции на создание мощностей по его переработке. Хозяйства свободных денег не имеют, должен прийти инвестор.

Еще одно направление — закупка племенного молодняка для развития мясного скотоводства.

В инвестициях нуждаются мясо- и молокоперерабатывающие заводы. Самые мощные из них в области — Слуцкий и Борисовский, все остальные становятся филиалами. Они технически и технологически отстали от современных рыночных требований, их надо переводить на производство сухого молока, другой востребованной продукции.

— Какие организационно-правовые вопросы надо решать, чтобы пришедший на село частник не испытывал сожаления о потерянном капитале?

— Первое, что необходимо, — укрупнение сельхозорганизаций. РУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси» подсчитал, что оптимальный размер сельхозугодий для выхода на самоокупаемость — от 5 до 10 тыс. га. Второе — внедрять не только современные производства, но и подходы к управлению бизнесом. Хороший пример здесь — тот же «Аквабел», где создана оптимальная структура хозяйства, обеспечена технологическая цепочка производства.

Большинство наших сельхозорганизаций сегодня «многоукладные»: производят и молоко, и мясо, и свинину, и птицу, и овощи- фрукты. Конечно, мы их как-то объединяем под эгидой Белптицепрома, Белживпрома и других подобных структур. Но очень недостает товаропроводящих структур в виде ассоциаций или чего-то иного — как принято во всем мире, когда есть главенствующая компания, которая объединяет, координирует и регулирует взаимоотношения других входящих в нее субъектов. Посмотрите: сегодня каждый молочный завод стремится в Россию. А ведь по сути должна выходить одна мощная структура — условно под брэндом «Слуцкая агропродовольственная компания». А все остальные входить в нее и иметь свои экономические интересы.

Не на пользу общему делу, считаю, жесткий контроль и администрирование со стороны государства работы сельхозпроизводителя. Многие руководители ждут, что вот сейчас кто-то придет и отдаст распоряжение, что делать и чего не делать. Так нельзя, надо смелее внедрять либеральные, что ли, модели управления. Люди, которые вложили в бизнес свой капитал, должны быть уверены, что дальнейший продукт — это их собственность. То есть им должно быть гарантировано право после выполнения государственного заказа распоряжаться им по своему усмотрению.

Разумеется, во всем мире государство регулирует развитие аграрного сектора. Но — создавая соответствующую экономическую среду, чтобы люди знали, в каких условиях будет идти работа, и контролируя соблюдение законов на всех уровнях. А у нас тем, где и сколько сеять, куда везти урожай и т. д., в основном распоряжаются административные органы.

— Это сдерживает инвестиции в аграрный бизнес?

— А как может быть иначе, если сами инвесторы находятся в каком-то подвешенном состоянии: вроде власть им продала хозяйства, но право-то собственности у них условное. Нужна защищенность бизнеса и гарантия того, что вложенные в село средства тоже будут под защитой закона. Собственность должна быть собственностью. Уверен, что если бы это было так, вложенные в агропромышленный комплекс средства заработали бы гораздо эффективнее.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений