Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Промышленность
18.06.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что тормозит предпринимательскую активность?

Одни предприятия создаются, находят свою нишу и уверенно включаются в конкурентную борьбу, у других дела идут похуже, а третьи вообще вынуждены сворачивать деятельность. Такой непрерывный процесс обновления состава субъектов хозяйствования типичен для рыночной среды, особенно для сектора малого предпринимательства...

Одни предприятия создаются, находят свою нишу и уверенно включаются в конкурентную борьбу, у других дела идут похуже, а третьи вообще вынуждены сворачивать деятельность. Такой непрерывный процесс обновления состава субъектов хозяйствования типичен для рыночной среды, особенно для сектора малого предпринимательства.  Тем самым создается внутренний источник развития как экономики, так и общества в целом. У нас же имеет место искусственное сдерживание предпринимательской и инвестиционной активности населения. И хотя формально никто о такой политике не заявляет, реально она существует, препятствуя динамичному формированию малого бизнеса. Одно из  ее следствий - отсутствие цивилизованной процедуры прекращения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По этой причине постоянно растет количество формально зарегистрированных, но реально не работающих организаций. Так, в конце 1998г. в Беларуси в негосударственном секторе экономики из 46 тыс. хозяйствующих субъектов действовали (т.е. осуществляли налоговые платежи) лишь 41 тыс., что составляло около 89% от общего их числа. К концу 2001г. из 39 тыс. негосударственных юридических лиц работали 31 тыс., т.е. каждое пятое предприятие существовало лишь формально. Что же касается так называемых коммерческих структур (OOO, ОДО, частных унитарных предприятий), то здесь почти 23% от общего числа зарегистрированных субъектов фактически являются балластом.

Главная причина этого явления - предельная забюрократизированность самой процедуры ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей. Сегодня она регулируется множеством нормативных правовых актов, включает 22 этапа, сроки исполнения которых законодательно не регламентированы.

В результате процесс ликвидации юрлица занимает от шести месяцев до одного года даже в случае отсутствия задолженности перед бюджетом. А иногда он вообще невозможен (например, при отсутствии органа юридического лица, имеющего право принять соответствующее решение).

Он чреват также значительными материальными затратами. Это расходы на публикацию, нотариальное заверение подписей председателя ликвидационной комиссии и его заместителя, закрытие расчетного счета. На 1 января 2004г.  они равнялись соответственно 27000 руб., 140000 руб., 262500 руб. в системе коммерческих банков либо 350000 рублей в системе АСБ "Беларусбанк".

Затем идут затраты, размер которых зависит от продолжительности ликвидационного периода, численности ликвидационной комиссии, а также масштабов бизнеса и длительности нахождения субъекта хозяйствования на рынке. Это арендная плата и коммунальные платежи, зарплата членов ликвидационной комиссии и налоги, начисленные на фонд оплаты труда, расходы на архивную обработку документов и сосредоточение денежных средств на едином расчетном и валютном счетах в одном банке.

И наконец, дополнительные расходы, связанные с продажей имущества, а также получением дебиторской задолженности. Их наличие или отсутствие обусловливается финансовым состоянием конкретного ликвидируемого субъекта хозяйствования.

В итоге даже в случае идеального варианта, т.е. при завершении ликвидационного процесса в течение 4 месяцев, отсутствии дополнительных расходов, а также расходов по арендной плате и коммунальным платежам, понадобится сумма от 970 до 1120USD. Неудивительно, что зачастую владельцы фирм и ИП просто оставляют неудавшийся бизнес, избегая излишних затрат и изматывающих хождений по инстанциям.

Сложившаяся ситуация имеет ряд негативных социально-экономических последствий.

Во-первых, как уже отмечалось, сдерживается предпринимательская и инвестиционная активность граждан.

Так, п.40. Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 2002-12-17г. № 29, предусмотрено, что госрегистрация вновь создаваемых субъектов хозяйствования не допускается, если обратившийся гражданин является собственником (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен. То есть этим лицам с момента принятия решения о ликвидации коммерческой организации запрещается организация нового бизнеса. Можно предположить, что, не имея возможности законно начать новое дело, предприниматель находит другие схемы работы.

Во-вторых, налицо нарушение социально-правовых интересов наемных работников. Ведь сегодня размер пенсии, назначаемой по возрасту, зависит от трудового стажа и величины фактического заработка. И если стаж подтверждается трудовой книжкой, то для подтверждения данных о заработке необходима соответствующая справка, выдаваемая нанимателем (его правопреемником), либо архивным учреждением в случае ликвидации нанимателя. При этом согласно п.1. Правил заполнения справки о заработке (утв. постановлением Минсоцзащиты от 2000-02-28г. № 1), ни свидетельские показания, ни выписки из штатного расписания об окладе по должности, ни профсоюзные, партийные и другие билеты не могут служить подтверждающими документами.

И в-третьих, государство несет значительные бюджетные расходы. Субъект хозяйствования формально существует, но фактически не работает и, как правило, уже не имеет ни имущества, ни денежных средств. Налоговые же и регистрирующие органы при этом вынуждены разыскивать должностных лиц, привлекать их к ответственности, добиваться уплаты санкций и т.д. Зачастую прилагаемые усилия оказываются тщетными и приводят лишь к потере времени и бюджетных средств.

Рабочая группа, созданная по инициативе комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам и при поддержке ПРООН подготовила проекты двух документов - указа Президента и закона. Оба проекта имеют одинаковое название - "О ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей". Проект указа направлен на работу с субъектами, попавшими в разряд "балласта", т.е. не прошедшими республиканской регистрации 1996г., не осуществляющими деятельности в течение более чем трех лет с момента принятия данного указа, не имеющими значительных долгов и "брошенными" своими учредителями и руководством.

Таким образом удастся устранить накопившийся за 10 лет "балласт", поскольку 83% его субъектов (не имеющие долгов) признаются безусловно ликвидированными. По предварительным оценкам, большинство неработающих субъектов, имеющих долги до 250 базовых величин, являются "брошенными", то есть местонахождение их учредителей и руководителей не установлено. Следовательно, согласно нормам проекта указа они также ликвидируются автоматически. В результате на рынке должны остаться субъекты: осуществляющие деятельность; находящиеся в процедуре банкротства; не работающие в течение не более трех лет, но имеющие задолженность перед государством свыше 250 базовых величин.

Недополученная в бюджет сумма зафиксированных долгов (включая санкции и пеню) составит около 4,5 млрд. руб., что в расчете на одного ликвидируемого субъекта не превышает 65 тыс. руб. Эта сумма несопоставима с теми затратами, которые понесет государство в случае осуществления полной процедуры их ликвидации и принятия необходимых мер по взысканию долгов. Останутся только 3-4% субъектов, которые должны ликвидироваться в установленном порядке из-за наличия у них значительной задолженности или в случае возможности привлечь их учредителей или руководителей для завершения процесса закрытия бизнеса.

Проект закона предполагает совершенствование ныне действующей процедуры текущей ликвидации и содержит упрощенный и обычный порядок ликвидации.

Вступление в силу указа и закона позволит освободить рынок от накопившегося "балласта", значительно снизить уровень криминализации бизнеса за счет устранения возможности использовать реквизиты неработающих фирм недобросовестными налогоплательщиками. Понятно, что регистрирующие и налоговые органы, а также органы соцзащиты будут освобождены от обязательных проверок длительное время неработающих юрлиц и индивидуальных предпринимателей, взыскать долги с которых практически невозможно. Тем самым открывается возможность оперативно работать по текущей ликвидации, не создавая "тромбов" в системе ликвидации бизнеса.

Убеждена, что за счет сокращения бюрократических барьеров, повышения прозрачности ликвидационных процедур, а также введения ответственности как учредителей, так и госорганов за своевременное выполнение предусмотренных законодательными актами обязанностей удастся значительно повысить экономическую активность граждан.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений