Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чек-листы от Минтруда и соцзащиты

Фото: freepik.com

Деятельность каждой организации в стране контролируют государственные органы. Периодически компании получают от ведомств так называемые контрольные списки вопросов, или чек-листы. Рассмотрим подробнее, что именно представляют собой чек-листы, порядок их заполнения и последствия, которые они несут для организаций.

Что такое чек-лист

Чек-лист (контрольный список вопросов) представляет собой исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащему проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом.

Формы чек-листов утверждаются республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству, и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет (абз. 6 п. 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510, Указ № 510)).

Приказом Минтруда и соцзащиты от 11.01.2019 № 3 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов)» установлены специальные формы чек-листов, которые помогают осуществлять контроль за деятельностью организаций в сфере законодательства о труде и об охране труда, социальной защите населения и т.д.

Полный перечень форм чек-листов опубликован также на сайте www.mintrud.gov.by.

Для чего создана система чек-листов

Чек-листы (контрольные списки вопросов) позволяют предприятиям оценить соблюдение ими требований законодательства о труде, об охране труда и до начала проверки скорректировать свою деятельность в соответствии с положениями законодательства, т.е. устранить имеющиеся недостатки до прихода проверяющих.

В свою очередь с помощью такого списка вопросов контролирующий орган собирает информацию о субъекте, анализирует соблюдение им законодательства и определяет, нужно ли включать данную организацию или предпринимателя в план проверок.

Как работает система чек-листов

Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:

– выборочных проверок;

– внеплановых проверок;

– мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

– мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа № 510.

Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утв. Указом № 510.

Важно: вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа.

Сводные планы проверок формируются государственными органами на каждое полугодие, утверждаются их руководителями и представляются в органы Комитета госконтроля в электронном виде по форматам интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (п. 17 Положения № 510).

Справочно: План выборочных проверок размещается на официальном сайте Комитета госконтроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (п. 21 Положения № 510).


В случае если Совмином для соответствующего контролирующего (надзорного) органа предусмотрено использование чек-листа (контрольного списка вопросов), то он является обязательным для применения контролирующим (надзорным) органом при планировании выборочных проверок (ч. 4 п. 17, ч. 4 п. 36 Положения № 510).

В какие сроки необходимо представить чек-лист в контролирующие органы

Чек-лист направляется проверяемому субъекту для получения контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения выборочной проверки.

Информация по чек-листу должна быть представлена проверяемым субъектом контролирующему (надзорному) органу не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного чек-листа (ч. 3 п. 17 Положения № 510).

Обратите внимание: непредставление в установленные сроки чек-листа либо его представление, содержащее заведомо недостоверные сведения, влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ст. 24.11 КоАП).

Основные требования к порядку заполнения чек-листа

При заполнении чек-листа организации нужно указать следующие сведения.

В титульном листе:

– дату начала и завершения заполнения чек-листа;

– инициалы, фамилию, должность, контактный телефон представителя (представителей) проверяемого субъекта.

В перечне требований к проверяемому объекту в графах 3–5 напротив каждого требования, указывается знак «+»:

позиция «Да» (графа 3) – требование реализовано в полном объеме по проверяемому субъекту (объекту проверяемого субъекта);

позиция «Нет» (графа 4) – требование не реализовано или реализовано не в полном объеме;

позиция «Не требуется» (графа 5) – требование не подлежит реализации проверяемым субъектом и (или) надзору применительно к данному проверяемому субъекту;

позиция «Примечание» (графа 9) – поясняющие записи, если предъявляемое требование реализовано не в полном объеме, и иные пояснения.

Последний лист чек-листа подписывается руководителем юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальным предпринимателем, работником проверяемого субъекта или иным лицом, уполномоченным в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта.

Обратите внимание: дата направления заполняется проверяющим (руководителем проверки) при направлении контрольного списка вопросов (чек-листа). Графы 6–8 чек-листа заполняются проверяющим (руководителем проверки) при проведении проверки. 

Какие последствия для предприятия имеет получение чек-листа

Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки. Критерии оценки степени риска определяются контролирующими (надзорными) органами по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности на основании установленной законодательством методики, разработанной в соответствии с ч.ч. 3 и 4 п. 9 Указа № 510.

Разработка критериев оценки степени риска осуществляется с учетом специфики сферы, в которой осуществляется контроль (надзор). Критерии оценки степени риска должны быть направлены на выявление признаков, свидетельствующих о возможности нарушения субъектом законодательства (ч. 2 п. 6 Методики формирования системы оценки степени риска, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43 (далее – Методика № 43)).

Справочно: информация о критериях оценки степени риска должна быть размещена на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет, за исключением отдельных критериев, которые отнесены государственными органами (организациями), указанными в ч. 1 п. 15 Положения № 510, в соответствии с законодательством к служебной информации ограниченного распространения (п. 7 Методики № 43).


Таким образом, если в организацию пришел чек-лист, то это необязательно означает, что сама проверка непосредственно состоится. На данном этапе чек-лист позволяет контролирующим органам собрать сведения об организации, тем самым определив необходимость назначения выборочной проверки для данной организации (за исключением организаций, относящихся к высокой группе риска).

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by