Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Банк России повысил ставку до 7,5%. — Ждем, чем ответит Нацбанк

Фото: Мария Хрусталева / neg.by

22 октября 2021 г. российский центробанк принял решение об очередном повышении ключевой ставки. Вопреки ожиданиям специалистов, ставка была увеличена сразу на 0,75 процентных пункта – до 7,5% годовых. Основная причина – изменение прогнозов по инфляции.

Нацбанк пока не спешит с дальнейшим повышением ставки рефинансирования, хотя ситуация в Беларуси схожая.

Текущее изменение ключевой ставки Банком России стало шестым за последние 15 месяцев повышением подряд. За это время она с 4,25% годовых выросла на 3,25 п.п. Для сравнения: за аналогичный период ставка рефинансирования, установленная НБРБ, менялась всего 2 раза – с 7,75 до 9,25% (+1,5 п.п.).

 

Обуздать инфляцию пока не получается

Такой решительный шаг со стороны российского центробанка объясняется более значительным, чем ожидалось, ростом потребительских цен. Текущая инфляция в годовом выражении складывается гораздо выше прогноза Банка России – на уровне 7,4–7,9%. Вклад со стороны устойчивых факторов остается существенным в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с ростом производства. По мнению регулятора, сохранение такого проинфляционного «навеса» может привести к более продолжительному отклонению инфляции от целевого уровня.

Дополнительное давление на цены могут оказать и сохраняющиеся затруднения в производственных и логистических цепочках, дефицит трудовых ресурсов, а также структурные изменения на рынке труда в результате влияния пандемии. Усиление структурного дефицита трудовых ресурсов грозит отставанием темпов роста производительности труда от роста заработной платы. В базовом сценарии центробанк ожидает замедления годовой инфляции до 4,0–4,5% в 2022 г. с последующим выходом в зону 4%, однако на текущем этапе считает необходимым следовать за высоким инфляционным фоном.

Нацбанк, так же как и российские коллеги, ошибся в своих инфляционных ожиданиях. Регулятор рассчитывал удержать рост потребительских цен в пределах 9%. Однако статистические данные показывают, что инфляция и не думает замедляться. В сентябре 2021 г. годовой прирост потребительских цен составил 10,2%. Предыдущего повышения ставки оказалось недостаточно, чтобы затормозить инфляционные процессы. Белорусское правительство предпочитает ограничивать рост цен административными, а не монетарными методами, регулируя цены и тарифы на потребительские товары и услуги. Однако одного ценового регулирования, похоже, недостаточно и избежать очередного повышения ставки не удастся.

 

Темпы экономического роста возвращаются к средним показателям

Экономическая активность в РФ продолжает расти, но темпы роста начинают замедляться. По оценкам Банка России, это в значительной мере связано с возвращением российской экономики на траекторию сбалансированного роста. В ряде отраслей усилились ограничения со стороны предложения. Их сдерживающее влияние на деловую активность может вырасти в условиях ужесточения противоэпидемических мер.

Ускоренный рост кредитования, единовременные бюджетные выплаты, увеличение реальных заработных плат и низкая склонность домашних хозяйств к сбережению, обу­словленная повышенными инфляционными ожиданиями, поддерживают увеличение потребительской активности, особенно на рынках непродовольственных товаров. Растущий внутренний и внешний спрос и высокие корпоративные прибыли оказывают поддержку инвестиционной активности. А восстановление сферы услуг сдерживается сложной эпидемической обстановкой.

Сохраняется умеренное инфляционное давление со стороны рынка труда. Спрос на рабочую силу растет по широкому кругу отраслей. Во многих секторах наблюдается ее дефицит, в т.ч. из-за сохраняющихся ограничений на приток иностранной рабочей силы. Уровень безработицы находится вблизи исторических минимумов, а число вакансий – на исторических максимумах. Ситуация на рынке труда указывает на то, что в дальнейшем увеличение устойчивых темпов роста российской экономики будет прежде всего определяться темпами роста производительности труда.

Среди прочих тенденций Банк России отмечает незначительный приток средств на срочные рублевые депозиты, дальнейшее расширение корпоративного кредитования темпами, близкими к максимумам последних лет. Сохраняется высокая активность на рынке ипотечного и необеспеченного потребительского кредитования.

Дальнейшее повышение ставки, как считает регулятор, укрепит тенденцию к повышению привлекательности депозитов для населения, защитит покупательную способность сбережений и обеспечит сбалансированный рост кредитования.

С учетом складывающейся ситуации в российской и мировой экономике, включая характер ограничений со стороны предложения, Банк России прогнозирует рост ВВП в 2021 г. на уровне 4,0–4,5%. В 2022–2024 гг. российская экономика, по прогнозу центробанка, будет расти на 2,0–3,0% ежегодно.

 

Замедление темпов экономического роста характерно и для белорусской хозяйственной жизни

Согласно первой оценке в январе-сентябре 2021 г. ВВП Беларуси в годовом выражении составил 2,7%, хотя еще месяц назад рост достигал 3%. Несмотря на явную тенденцию к «остыванию» белорусской экономики, которая получила временное ускорение в 1-ом полугодии от восстановительного спроса на экспортируемые товары, правительство РБ сохраняет прогноз на 2022 год по росту ВВП на 2,9%.

Не добавляют оптимизма данные по кредитованию и инвестициям. Несмотря на формальный рост некоторых валовых показателей, более глубокий анализ показывает, что кредитная и инвестиционная активность в нашей стране, в отличие от России, серьезно замедлились. Об этом мы подробно писали (см. статьи «Кредитование замедлилось, и улучшения ситуации не предвидится», «ЭГ» № 78 за 12.10.2022 и «Получится ли сохранить инвестиционную привлекательность в условиях санкций», «ЭГ» № 81 за 22.10.2022).

Нерадостную динамику демонстрирует статистика по банковским вкладам – отток депозитов продолжается. Все эти данные свидетельствуют о том, что РБ гораздо больше, чем РФ необходимо очередное повышение ключевой ставки, чтобы помочь участникам экономических отношений стабилизировать кредитно-депозитные операции и оказать тем самым стимулирующее влияние на замедляющуюся белорусскую экономику. Однако такой ход однозначно ухудшит положение предприятий с высокой долговой нагрузкой, из-за чего решение о повышении ставки остается неоднозначным.

***

Повышение ключевой ставки Банком России является важным аргументом в пользу очередного повышения ставки рефинансирования в Беларуси, хотя экономическая ситуация у восточного соседа выглядит лучше, чем у нас. Мы продолжаем наблюдать дальнейшее развитие негативных экономических процессов и постепенную утрату белорусской экономикой внешнеэкономического импульса, из-за чего замедление темпов экономического роста может быть более резким, чем можно было бы допустить при более жесткой монетарной политике.

К сожалению, традиционные структурные проблемы белорусской экономики не позволяют однозначно использовать такой инструмент монетарного воздействия, однако взвешенное решение при сохранении действующей политики рефинансирования кредитов отдельным категориям заемщиком могло бы дать полезный эффект. В любом случае окончательное слово остается за Нацбанком, которому, безусловно, придется принимать данное решение с оглядкой на правительство. В заключение добавим, что сам Банк России допускает возможность дальнейших повышений ключевой ставки на ближайших заседаниях. Очередное запланировано на 17 декабря 2021 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений