Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Получится ли сохранить инвестиционную привлекательность в условиях санкций

Дмитрий Красовский. Фото: house.gov.by

13 октября в Палате представителей состоялся круглый стол на тему дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности страны. Такое место для организации мероприятия выбрано неслучайно – обсуждалось в т.ч. участие представителей депутатского корпуса в привлечении инвестиций в страну.

 

Иностранные инвестиции для развития регионов

Повышенное внимание парламентариев к вопросу привлечения иностранных инвестиций можно объяснить важным значением инвестиционных проектов для успешной реализации региональной политики, прежде всего с точки зрения создания новых рабочих мест. Еще в августе 2020 г., выступая с посланием белорусскому народу и Национальному собранию, Александр Лукашенко определил экономическую составляющую государственной политики на местах как строительство в каждом районе по одному-два средних объекта в производственной сфере.

Однако пока объем инвестиций, поступивших в страну, оставляет желать лучшего. По данным статистики, за 1-ое полугодие 2021 г. иностранные инвесторы вложили в реальный сектор белорусской экономики 4,9 млрд USD, что на 9,8% выше вложений за аналогичный период прошлого года (4,5 млрд USD). Но данный рост оказался возможным благодаря эффекту низкой базы – объем инвестиций, полученный в 1-ом полугодии 2019 г. (5,1 млрд USD), так и остался недостижимой вершиной.

Также необходимо отметить сокращение ПИИ на чистой основе по итогам II квартала 2021 г. (см. статью «Иностранные инвесторы начинают выводить деньги из страны?», «ЭГ» № 71 за 17.09.2021), означающее, что в апреле-июне 2021 г. изъятие иностранных инвестиций превысило их поступления. Говорить о формировании устойчивой тенденции пока еще рано, однако уже сейчас видно, что полноценного возврата к доковидному объему инвестиций не получилось. Таким образом, данный параметр стал вторым после инфляции макроэкономическим показателем, по которому белорусская экономика «забуксовала».

 

Строить дороги и снимать барьеры

Даже специалисты, работающие в госучреждениях, признают, что, несмотря на наличие стимулирующих режимов, направленных на привлечение инвестиций в регионы, инвесторы не спешат идти в белорусскую глубинку. По мнению Дмитрия Красовского, директора Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП), одна из возможных причин данной проблемы – отсутствие в регионах необходимой инженерной инфраструктуры.

«Нужно понимать, что построить предприятие — не то же самое, что построить дачу. Создание инфраструктуры (электричество, газ, дороги и т.д.) не должно ложиться на инвестора. Но при этом возникают вопросы, потому что для государства это тоже становится своеобразным риском».

Еще одна проблема, которую отмечают представители государства, – наличие административных барьеров. Серьезные надежды по данному вопросу чиновники возлагают на законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», который в настоящий момент рассматривается в Палате представителей. О данном законопроекте мы подробно писали (см. статью «Правительство снова пытается повысить инвестпривлекательность страны», «ЭГ» № 24 за 02.04.2021). Он предусматривает предоставление инвесторам, вкладывающим денежные средства в проекты и приобретающим активы на территории Беларуси, дополнительных гарантий, таких как защита от неблагоприятного изменения налогового законодательства, уточнение норм, регулирующих порядок компенсации национализируемого или реквизируемого имущества, ограничение срока предъявления требований и претензий к инвестору.

Вариантом содействия реализации инвестиционных проектов может стать и привлечение к такой работе депутатов. Как отметил Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей, народные избранники «могут вовремя увидеть и поддержать интересную инициативу, инвестиционный проект. Ведь не секрет, что эти проекты часто возникают на стыке различных ведомственных интересов. И иногда неизвестно, кто первый должен поддержать этот проект. Думаю, что мы как раз и можем выступать в роли медиаторов, которые позволят повысить эффективность и ускорить этот процесс».

Несмотря на задачи региональной политики, основную ставку в привлечении инвестиций планируется сделать на областные центры и города с населением около 60–80 тыс. человек. Национальное агентство инвестиций и приватизации провело анализ инвестиционного потенциала административно-территориальных единиц с численностью населения от 80 тыс. жителей. В результате анализа отобраны земельные участки площадью от 2 га, соответствующие градостроительным, экологическим, санитарным и иным нормам, обладающие необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой для организации промышленного производства. Эксперты НАИП оценили каждую инвестиционную площадку с точки зрения ее инженерной и правовой готовности, а также экономической привлекательности. Предполагается, что в случае полного освоения участков общей площадью 950 га можно будет создать более 140 промышленных предприятий, которые обеспечат 5,5 тыс. рабочих мест и будут ежегодно приносить экономике более 200 млн USD экспортной выручки.

«Разрабатывается до­рожная карта с комплексом мер по доведению отобранных инвестиционных площадок до стандартов готовности к промышленному освоению, принятых в промышленных парках по всему миру», – подытожил работу НАИП Дмитрий Красовский.

 

Не Западом единым

Обсуждался вопрос и влияния санкционных ограничений на привлечение иностранного капитала. В целом депутаты настроены довольно оптимистично. Как заметил Андрей Савиных, «западные страны, которые ввели определенные санкции в отношении Беларуси, – это менее 30% мировой экономики. Сегодня мы видим другие источники инвестиций, мы видим интерес к Беларуси у огромного числа инвесторов по всему миру. Это Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и страны Латинской Америки. Я убежден, что при должной организации работы мы всегда сумеем представить свои проекты и заинтересовать в них иностранных инвесторов».

Однако не только иностранные инвесторы могут вкладывать деньги в белорусскую экономику. Чиновники ожидают, что интерес к инвестиционным проектам на территории РБ  также будут проявлять белорусские бизнесмены и инвесторы. Пока же данные статистики говорят об обратном – объем инвестиций белорусских предприятий в основные средства по итогам января-августа 2021 г. в реальном выражении сократился на 8,1%. Таким образом, сегодня капитальные инвестиции следуют в фарватере экономической ситуации в стране. А ситуация эта характеризуется замедлением кредитной активности. Если уже белорусские банки при всей их лояльности и зависимости от Нацбанка сокращают объем инвестиций в белорусскую экономику, стоит ли ждать, что частный капитал будет демонстрировать иную динамику?

***

Реализация инвестиционного проекта, как правило, долгий процесс. Соответственно, все экономические изменения отражаются на привлечении иностранных инвестиций с определенным временным лагом. Сейчас мы можем наблюдать реализацию инвестиционных проектов, которые были начаты 2–3 года назад, когда инвестор вынужден завершать начатый процесс, чтобы не потерять вложенные деньги.

Другой вопрос, сохранит ли Беларусь свою привлекательность в глазах тех инвесторов, которые сегодня только присматриваются к нашей стране? И будем ли мы достаточно конкурентны по сравнению с нашими соседями, которые тоже готовы предлагать льготы за инвестиции? На наш взгляд, именно от ответов на эти вопросы зависит, сможет ли РБ сохранить инвестиционную привлекательность в новых реалиях.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by