$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

Цементируем все

28.10.2016

Правительство постановлением от 25.10.2016 № 866 поручило Министерству транспорта и коммуникаций, облисполкомам и Мингорисполкому обеспечить потребление цемента в 2016–2017 годах на строительство (капитальный ремонт, возведение, реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры в объеме 450 тыс. тонн ежегодно.

Постановление принято во исполнение протокола поручений Президента, данных 3.09.2014 г. при посещении строительной площадки второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска, и в целях обеспечения строительства объектов транспортной инфраструктуры, поддержания их на уровне требований стандартов, а также использования при выполнении дорожных работ новейших технологий с применением цемента.

Спасение предприятий, выпускающих этот строительный материал, стало навязчивой идеей властей. Неосмотрительно произведенная модернизация привела к созданию избыточных производственных мощностей, явно превышающих потребности рынка. Так, производство цемента в республике выросло с 4604 тыс. т в 2011 г. до 5617,3 тыс. т в 2014-м, но сократилось до 4637,6 тыс. т в 2015-м. При этом если в 2010 г. производственные мощности по выпуску цемента использовались на 96,1%, то в 2013-м – только на 67,4%, а в 2015% – и вовсе на 58,4%. Между тем Россия, на рынок которой в первую очередь рассчитывали инициаторы модернизации, сама нарастила выпуск цемента за 5 лет с 50,4 млн. т до 69,1 млн. т. Но кризис, в т.ч. в строительной отрасли, привел к резкому снижению спроса на стройматериалы как в РФ, так и у нас.

В текущем году в республике за 9 месяцев произведено 3432,6 тыс. т цемента – на 5,4% меньше, чем в январе–сентябре 2015 г. Финансовое положение производителей оставляет желать лучшего. Например, чистый убыток ОАО «Белорусский цементный завод» по итогам I полугодия т.г. составил 109,8 млрд. Br (здесь и далее – до деноминации), «Кричевцементношифер» – 173,1 млрд., ОАО «Красносельскстройматериалы» – почти 274,9 млрд. Br.

Для увеличения сбыта этих предприятий приходится искать резервы с помощью административного ресурса. Так, в прошлом году постановлением Совмина от 27.01.2015 № 51 была утверждена Программа эффективного использования мощностей организаций цементной промышленности на 2015–2020 годы. В ней среди прочего были установлены объемы цемента на дорожное строительство по областям и г. Минску, а также закупка комплексов специализированной дорожно-строительной техники для обеспечения строительства цементобетонных дорог организациями, входящими в систему Министерства транспорта и коммуникаций.

В соответствии с Государственной программой по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 гг. для строительства дорог с цементобетонным покрытием предполагается направить за счет средств республиканского бюджета и кредитов банков 5,4 трлн. Br, в т.ч. в 2015 г. – 2,6 трлн. Br, в 2016–м – 2,5 трлн. Br, в 2018 г. – 0,1 трлн. Br, в 2019-м – 0,2 трлн. Br. Таким образом, налогоплательщикам еще не раз придется компенсировать модернизационные идеи чиновников.

Теперь согласно постановлению № 866 облисполкомы и Мингорисполком должны обеспечить пересмотр заказчиками проектной документации по объектам, не начатым строительством, в т.ч. по которым не начаты процедуры выбора подрядной организации на производство строительно-монтажных работ, в части материала (вида) покрытия объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, подъездов к объектам, проездов). Ставится задача в дальнейшем при проектировании и строительстве, включая капитальный ремонт, возведение, реконструкцию таких объектов, применять покрытия из цементобетона.

Местным исполнительным и распорядительным органам при подготовке и выдаче разрешительной документации на проектирование и строительство объектов необходимо предусматривать в ней установление требований по применению цементобетона при устройстве покрытий объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, подъездов к объектам, проездов).

При необходимости применения иного материала (вида) покрытия при строительстве объектов транспортной инфраструктуры правительство требует рассматривать возможность устройства такого покрытия в соответствии с постановлением Совмина от 17.10.2014 № 992 «О Республиканской комиссии по рассмотрению вопросов обоснованности стоимости возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства, импортозамещения строительных материалов и оборудования».

Избежать «цементной добавки» на дорогах не удастся никому. Госстандарту при проведении государственной экспертизы представляемой проектной документации и осуществлении надзора за строительством объектов поручено обеспечить контроль за наличием в ней применения цементобетона при строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Контроль за освоением объемов потребления цемента, указанных в постановлении, возложен на Минтранс.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ