БЮДЖЕТ-2011: УРАВНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЩЕДРОСТИ С ГАЗОВОЙ НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ
В минувший вторник Палата представителей на пятой, внеочередной сессии приняла в первом чтении законопроект «О республиканском бюджете на 2011 год». Уже 14 сентября планируется рассмотреть главный финансовый документ страны (и два сопутствующих законопроекта) во втором чтении.В минувший вторник Палата представителей на пятой, внеочередной сессии приняла в первом чтении законопроект «О республиканском бюджете на 2011 год». Уже 14 сентября планируется рассмотреть главный финансовый документ страны (и два сопутствующих законопроекта) во втором чтении.
Обосновывая необходимость созыва внеочередной сессии и столь раннего рассмотрения в этом году бюджета–2011, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко отметил, что включенные в повестку дня законопроекты в значительной степени изменят условия ведения бизнеса в стране. Эти документы согласно поручению главы государства должны вводиться в действие не ранее чем через три месяца со дня подписания. Это позволит субъектам хозяйствования и гражданам своевременно подготовиться к работе в новых условиях, а государственным органам — привести в соответствие с принятыми нормами подзаконные акты. Так что, будем надеяться, что времена, когда бухгалтерам и другим специалистам приходилось в новогоднюю ночь изучать новшества законодательства, а часть нормативных актов вступала в силу задним числом, безвозвратно уходят в прошлое.
Министр финансов Андрей Харковец сообщил депутатам основные параметры главного финансового закона на предстоящий год. В нем доходы консолидированного бюджета на следующий год запланированы в сумме 54 530,3 млрд. Br (рост 118,1% к ожидаемому исполнению 2010 г.), расходы — 60 530,3 млрд. Br (рост 118,3%). Доходы по проекту республиканского бюджета составят 33 611,4 млрд. Br (116,9% к ожидаемому исполнению 2010 г.), расходы — 39 611,4 млрд. Br (рост 123,3%).
Проект бюджета сформирован исходя из темпов роста ВВП в 2011 г. на уровне 110%, годовой инфляции в 8%, среднегодового курса доллара к белорусскому рублю в 3170 Br. При этом доходы консолидированного бюджета должны составить 27,3% ВВП, а расходы — 30,3%. Дефицит бюджета прогнозируется в сумме 6000 млрд. Br, или 3% к ВВП, что, по словам министра, отвечает международным стандартам финансовой безопасности (напомним, именно такой лимит установлен маастрихскими соглашениями для стран — участниц Евросоюза). Дефицит будет покрыт за счет остатков средств бюджета этого года, внешних и внутренних заимствований. К 2015 г. правительство намерено сократить дефицит бюджета до 1,5%.
Ряд мер по совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов и отмены некоторых платежей позволит снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП, в связи с чем более 700 млрд. Br, которые останутся в распоряжении предприятий, смогут стать дополнительными инвестициями в их развитие. По оценке министра, система налогообложения создаст хорошие условия для притока в страну инвестиций.
Как отметил А.Харковец, структура доходов в будущем году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС — 19 138,8 млрд. Br (35,1%); налоги на доходы и прибыль — 7001,9 млрд. Br (12,8%); доходы от внешнеэкономической деятельности — 7263,9 млрд. Br (13,3%); подоходный — 5482,1 млрд. Br (10,1%); акцизы — 5370,7 млрд. Br (9,8%). При этом поступления от НДС и налога на прибыль в республиканский бюджет должны вырасти на 18,5% каждый, подоходного налога — на 15,6%, акцизов — на 17,1%. Доходы инновационных фондов составят 1209,1 млрд. Br, государственных целевых бюджетных фондов — 2154,5 млрд.
В 2011 г. увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин, сообщил министр. В Таможенном союзе, членом которого является Беларусь, эти платежи, взимаемые на границе каждой из стран-участниц, «зачисляются в общий котел и распределяются по бюджетам трех стран». Наша доля здесь — 4,7%. Таким образом, доходы от ввозных таможенных пошлин будут зависеть не только от объемов белорусского импорта, но также и от объемов ввоза товаров на территорию РФ и Казахстана.
В числе основных задач принимаемого бюджета А.Харковец назвал укрепление действующих социальных гарантий, поддержку реального сектора экономики. Особое внимание уделяется социальным программам, финансирование которых увеличится в среднем до 40%. Значительную часть здесь составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия.
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере на конец 2011 г. достигнет 1390 тыс. Br (или 108,2% к декабрю 2010 г.). При этом в среднем за год она возрастет по сравнению с 2010 г. на 34,8% — до 1260 тыс. Br. Министр не стал уточнять, по силам ли такая нагрузка экономике страны и смогут ли эти планы подкрепляться реальными доходами, а не внешними заимствованиями и печатным станком.
Будет продолжено оказание господдержки реальному сектору экономики в виде средств, направляемых на льготирование процентов по кредитам, что, по словам министра, снижает нагрузку на бюджет и внедряет рыночные механизмы финансирования инвестиционных проектов. Господдержка малому и среднему бизнесу будет предоставляться в основном на конкурсной основе и направляться на создание и расширение производства товаров и услуг, выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей продукции и продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедрение новых технологий.
Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г.Минска из республиканского бюджета предусмотрены трансферты в сумме 12 006,0 млрд. Br, из которых 981,1 млрд. — в виде субвенций на финансирование расходов, связанных с преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Расходы на национальную оборону в проекте консолидированного бюджета на следующий год запланированы в сумме 2 101,9 млрд. Br, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 3 992,9 млрд. Br.
На финансирование государственной инвестиционной программы будет направлено 1 960,1 млрд. Br , или с ростом 113,7% к ожидаемому исполнению 2010 г. Эти средства сконцентрируют на объектах высокой степени готовности, подлежащих вводу в эксплуатацию в 2011 г.
Заметно увеличатся ассигнования на развитие инновационных технологий. На поддержку отраслей национальной экономики предусмотрено 12 279,7 млрд. Br, на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности (без учета средств государственной инвестиционной программы) — 6 625,9 млрд. Br, на охрану окружающей среды — 586,1 млрд.
На здравоохранение будет израсходовано 7 781 млрд. Br (с ростом 135,8% к ожидаемому исполнению 2010 г). При этом 80% средств будет направлено на оснащение местных больниц, поликлиник и центров современным оборудованием. На образование за счет всех источников финансирования (без учета средств выделяемых по государственной инвестиционной программе) предусмотрено 11 959,4 млрд. Br, или 6% к ВВП.
На предоставление жилищно-коммунальных услуг и жилищное строительство выделяется 3 802,8 млрд. Br.
В местных бюджетах на возмещение части затрат по обслуживаемому ЖКХ жилищному фонду предусмотрено 1 429,1 млрд. Br (рост на 15,4% к 2010 г). При этом бюджетными субсидиями покрывается 44% от затрат, платежами населения — 34,5% и собственными доходными источниками предприятий ЖКХ -- 21,5%.
А.Харковец также сообщил, что в 2011 г. все поступления налога на прибыль от предприятий коммунальной или частной собственности останутся в местных бюджетах и половина — от республиканских.
Кроме того, в источниках внутреннего финансирования на 2011 г. резервируются средства на выполнение гарантийных обязательств правительства по погашению и обслуживанию кредитов, выданных отечественными банками, в объеме 843,5 млрд. Br.
Значительно вырастут платежи по обслуживанию внешнего государственного долга -- 2 202,7 млрд. Br, что в 1,4 раза или на 672,3 млрд. больше, чем в нынешнем году. Эта нагрузка ляжет на республиканский бюджет. Расходы на погашение кредитов международных финансовых организаций по сравнению с 2010 г. возрастут на 2,9 млн. USD и составят 3,9 млн. USD (12,5 млрд. Br). Выплаты причитаются и другим кредиторам – России, Китаю и Венесуэле.
Главными приоритетами бюджетной политики в 2011 г. должны стать устойчивость бюджетов всех уровней при полном выполнении бюджетных обязательств с концентрацией ресурсов на финансировании национальных приоритетов и государственных программ.
Понятно, что парламентарии интересовались, какая цена на энергоносители заложена в проекте бюджета на следующий год. Отвечая на вопрос депутата Сергея Маскевича, министр финансов сообшил, что переговоры с Россией о стоимости газа находятся на начальной стадии и в основном проходят «на информационном поле». И пока стороны не сформулировали свои позиции, говорить о конкретных цифрах преждевременно. Правда, он отметил, что в бюджете заложен «высокий рост» цены на газ. Какой именно министр опять-таки не уточнил. Тем не менее, А.Харковец заверил депутатов, что у правительства есть ресурсы для того, чтобы при необходимости среагировать на колебания цены и скорректировать бюджет. Ассигнования тех или иных статей бюджета могут быть перераспределены, например, за счет капитальных расходов, за счет отказа от строительства неприоритетных объектов. Однако это перераспределение ни в коем случае не затронет расходные статьи на выплату заработной платы или коммунальные платежи.
Одновременно с проектом бюджета-2011 в первом чтении также приняты поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Ольга ШАВЕЛА