Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
11.12.2009 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЮДЖЕТ–2010: есть заначка и дефицит

Государственный бюджет на 2010 г. сформирован исходя из прогнозируемого роста экономики, при котором ВВП страны достигнет 174,5 трлн. Br. Минфин планирует, что доходы республиканского бюджета в 2010 г. возрастут на 20,7% к уровню 2009 г., до 35,5 трл...

Государственный бюджет на 2010 г. сформирован исходя из прогнозируемого роста экономики, при котором ВВП страны достигнет 174,5 трлн. Br. Минфин планирует, что доходы республиканского бюджета в 2010 г. возрастут на 20,7% к уровню 2009 г., до 35,5 трлн. Br, расходы — на 23,5%, до 38,2 трлн. Таким образом, дефицит бюджета составит 2,7 трлн. Br (1,5% ВВП), сообщил министр финансов Андрей Харковец, представляя в парламенте проект закона «О республиканском бюджете на 2010 год».

Консолидированный бюджет предлагается утвердить с доходами в объеме 53 трлн. Br и расходами — 55,6 трлн. Br. Увеличенные по сравнению с прежним прогнозом суммы поступлений от налогов на прибыль и доходы, НДС будут аккумулированы в Резервном фонде Президента (2,5 трлн. Br), от подоходного налога — в резервных фондах местных исполнительных и распорядительных органов (0,8 трлн. Br). Средства резервных фондов (при условии достижения экономикой заданных темпов роста) планируется направить на повышение зарплаты в бюджетном секторе и трансфертов населению на 15% в реальном выражении. А также на увеличение субсидий предприятиям ЖКХ (100 млрд. Br), чтобы сдержать рост тарифов на их услуги населению. В целом субсидирование ЖКХ потребует около 1,3 трлн. Br, при этом бюджетные расходы позволят возместить 46,6% затрат отрасли.

Возможно, средства резервных фондов помогут улучшить финансирование государственной инвестиционной программы на 395 млрд. Br. Кроме того, Минфин надеется из резервных фондов дополнительно поддержать АПК еще на 500 млрд. Br.

По оценке А.Харковца, проект бюджета на 2010 г. учитывает основные риски, способные осложнить исполнение госбюджета, в частности, формирование доходной части. «Осторожность бюджета в том, что мы не допустили принятия дополнительных, негарантированных обязательств со стороны государства, ресурсы на которые могли быть под сомнением. Таким ообразом, бюджет позволяет адаптироваться к различным изменениям в 2010 г. и при необходимости, в случае достижения заданных параметров роста, мы получим дополнительные доходы и направим их на решение социальных задач», — прокомментировал он.

По расчетам Минфина, налоговые доходы в структуре консолидированного бюджета составят 49,3 трлн. Br, неналоговые — 3,6 трлн. Br. При этом 82% доходов бюджета сформируют пять платежей: НДС — 17 трлн. Br (32%), налоги от ВЭД — 10 трлн. (19%), на доходы и прибыль — 6,3 трлн. (11,8%), подоходный налог — 5,5 трлн., акцизы — 4,6 трлн.

Восстановление докризисного уровня доходов граждан признано приоритетом бюджетной политики в 2010 г. На социальные расходы запланировано направить 41 трлн. Br. В частности, на обеспечение жильем должно быть выделено 1,7 трлн. Br, жилищное строительство — более 3 трлн. Br (в т.ч. на льготирование ставок по кредитам — 1,3 трлн. Br, на строительство инфраструктуры — 1,4 трлн. Br, на одноразовые безвозмездые субсидии — 137 млрд. Br); содействие занятости — 119 млрд. Br, адресная социальная помощь — 77 млрд. Br, льготы и компенсации населению, пострадавшему в результате ЧАЭС, — 635 млрд. Br; единовременные выплаты ветеранам — 17,3 млрд. Br.

Минфин предлагает увеличить по сравнению с нынешним годом расходы на бюджетную поддержку оплаты коммунальных услуг бюджетных организаций (+20%), субсидирование социально значимых услуг для населения: ЖКХ, связь, транспорт (+20%), на обслуживание госдолга (+36%). С учетом поддержки жилищного строительства на эту группу приходится примерно треть бюджетных расходов.

Государственные расходы на образование планируется увеличить на 7% к уровню 2009 г., до 7,6 трлн. Br, на здравоохранение — на 6,6%, до 5,6 трлн. Br (в расчете 574 тыс. Br на 1 жителя); финансирование мер социальной политики — на 14%. Дополнительным источником финансирования бюджетных отраслей останутся их доходы от внебюджетной деятельности.

Финансирование государственной инвестиционной программы потребует 2 трлн. Br в строительство 290 объектов, из них 122 должны быть сданы в эксплуатацию в следующем году. Среди самых дорогостоящих проектов — строительство АЭС (261 млрд. Br), мусороперерабатывающего завода в Бресте (79 млрд. Br). В целом Минфин считает возможным в новом году обеспечить суммарный рост госинвестиций на 12% в реальном выражении к уровню 2009 г. Отчисления в инновационные фонды должны принести казне около 2 трлн. Br на цели модернизации экономики.

Господдержка реального сектора обойдется налогоплательщикам более 830 млрд. Br, рассказал А.Харковец. В частности, на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, выданным предприятиям, реализующим импортозамещающие проекты с высоким экспортным потенциалом, пойдет 691 млрд. Br, на кредиты предприятиям с поддержкой государства — около 11 трлн. Br (более чем на 4 трлн. больше, чем сейчас). На развитие АПК из консолидированного бюджета предлагается выделить 4,9 трлн. Br, в т.ч. из средств фонда поддержки сельхозпроизводителей — 2,6 трлн. Br. Эти деньги в первую очередь будут направлены на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений (724 млрд. Br), на компенсацию потерь банков (867 млрд. Br), субсидирование поставок сельхозтехники (480 млрд. Br), строительство и реконструкцию объектов животноводства (135 млрд. Br), надбавки к закупочным ценам на сахарную свеклу и льноволокно (160 млрд. Br). Для финансирования госпрограмм «Мелиорация», «Торф», для поддержки личных подсобных хозяйств граждан предусмотрено еще 695 млрд. Br.

Расходы на дорожное хозяйство в новом году будут вестись без формирования бюджетных фондов. Содержание дорог республиканского значения будет профинансировано из республиканского бюджета на сумму 1,1 трлн. Br, а местной дорожной инфраструктуры — из средств областных бюджетов в пределах 498 млрд.

Местные бюджеты, по оценке Минфина, смогут сформировать свои доходы (без учета трансфертов из республиканского бюджета) в размере 17,5 трлн. Br. При этом в структуре доходов доля подоходного налога составит 8,5 трлн. Br (31%), налога на прибыль — 2,4 трлн. Br (13,8%), НДС — 4,4 трлн. (25%), неналоговых доходов — 1,6 трлн. Br (5,6%). Расходы местных бюджетов спрогнозированы на уровне 24,8 трлн. Br (+ 17% к уровню 2009 г). Для сбалансированности местных бюджетов предусмотрены дотации из республиканского бюджета в объеме 5,5 трлн. Br. Кроме того, за счет субвенций будет профинансирована часть их приоритетных расходов.

Основными источниками финансирования дефицита госбюджета в 2010 г станут внутренние средства, считает министр финансов. «У нас достаточно внутренних источников, мы накопили остатки средств бюджета в прошлые годы. Плюс это будут источники, связанные с внешним финансированием, это будет получение связанных кредитов», - уточнил А.Харковец.

Отметим, что бюджет рассчитан исходя из прогнозной цены на импортируемый российский газ —166 USD/ 1 тыс. куб м. Будем надеяться, что Газпром возражать не станет.

Пока проект бюджета не содержит информации о планах Минфина заимствовать средства на внутреннем рынке ценных бумаг в 2010г. для финансирования дефицита бюджета. Также не указан верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2011г. По оценке экспертов, это объясняется наличием значительных сумм на депозитах правительства в Нацбанке и банковской системе. При необходимости эти средства можно направить на финансирование дефицита бюджета.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений