Будущие приоритеты экономической политики Беларуси
Органы госуправления фактически приступили к выработке долгосрочных документов, которые касаются государственной экономической политики. Ее основные составляющие на днях предметно обсуждались на конференции в Минске.
Результаты изменений
Организатором международной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития» выступил Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики.
Сотни представителей бизнеса, научного сообщества и госорганизаций собрались, чтобы обсудить проблемы, в т.ч. с участием высокопоставленных должностных лиц.
Наибольший интерес у аудитории вызвала панельная дискуссия на тему «Национальная модель экономики Беларуси в условиях современных глобальных вызовов». В свободной форме, без заготовленных докладов заместитель главы Администрации Президента Максим Ермолович, министр экономики Александр Червяков и другие спикеры поделились с аудиторией мыслями о будущем развитии страны.
Но в начале дискуссии эксперты прокомментировали результаты экономической политики за время действия в отношении нашей страны беспрецедентных санкций.
После их введения Беларуси удалось, отметил М. Ермолович, переориентировать поставки товаров с одних рынков на другие, получить доступ к портовой инфраструктуре и изменить маршруты платежей.
«Только благодаря тому, что государство управляет экономикой, процесс преодоления кризисных явлений занял не такое большое время», – подчеркнул он.
Министр экономики Александр Червяков в свою очередь напомнил, что Беларусь прочила сокращение ВВП на 20%. Однако благодаря своевременной реакции государства, заявил он, удалось не допустить более негативного развития событий и фактически успешно справиться с санкционным давлением.
Глава Минэкономики констатировал, что по итогам 8 месяцев текущего года «мы уже полностью перекрыли все издержки и потери, которые имеем на западном рынке, в "недружественных" странах».
«Так, за январь-август потери на рынке "недружественных" стран составили порядка 3 млрд USD, но более чем на 5 млрд USD удалось прирасти на рынке дружественных стран», – сообщил А. Червяков.
Хороший результат во внешней торговле, по его мнению, удалось получить за счет двух факторов. Первый – консолидация усилий власти и бизнеса внутри страны в условиях санкций, второй – внешний фактор, поскольку в трудное время Беларуси «подставили плечо» Россия и Китай. Все это в совокупности позволило переориентировать экспортные потоки. Если бы это не удалось сделать, по оценкам Минэкономики, страна могла утратить четверть экспорта.
Цифровизация и повышение эффективности
С учетом достигнутых результатов представители органов госуправления считают оправданным активное участие государства в экономике. Поэтому можно предположить, что такой подход при выстраивании будущей экономической политики сохранится.
Наряду с этим правительство намерено добиваться повышения эффективности работы в отдельных отраслях, что можно рассматривать как один из приоритетов будущей экономической политики.
В качестве примеров, где потенциал не до конца использован, министр экономики привел несколько отраслей. Так, в деревообработке почти половина продукции приходится на пиломатериалы (товары с относительно низкой добавленной стоимостью). В то же время стоимость фанеры, целлюлозы, бумаги в разы больше.
В молочной отрасли, полагает Александр Червяков, также необходимо двигаться в сторону продукции с большей глубиной переработки.
«Направления экономического развития уже вырисовываются, и мы видим, куда нужно двигаться. Но сегодня, считаю, базовым является цифровизация, она пронизывает все отрасли и формирует новую экономику», – отметил он и уточнил, что роботизация производства, в частности, позволяет в разы повысить производительность труда на предприятиях.
Технологический суверенитет
Еще один приоритет государственной экономической политики, который теперь точно будет, – обеспечение технологической независимости экономики.
На двух примерах Максим Ермолович показал, чем обусловлен этот приоритет.
Первый пример – в сфере авиастроения и заключается в том, что ранее страны массово пользовались самолетами двух производителей (Airbus и Boeing). Однако из-за санкций названные компании фактически прекратили сотрудничество с Россией и Беларусью.
«Как реагировать на такие вызовы? Не хотите нам продавать свои самолеты, мы будем производить их сами», – подчеркнул госслужащий и констатировал, что Беларусь совместно с Россией начала разрабатывать собственные типы самолетов, решая задачи в этом направлении.
Второй вызов – решение Запада прекратить в ряде случаев поставлять восточным странам микрочипы и другое технологическое оборудование. «Что нам в такой ситуации делать? Создавать собственные производства, чтобы обеспечить свой технологический суверенитет», – считает заместитель главы Администрации.
Таким образом, создание новых производств – это еще один приоритет экономической политики Беларуси в обозримом будущем.
Для Беларуси «сейчас важно обеспечить более высокий уровень промышленной кооперации с РФ», сообщил журналистам М. Ермолович в кулуарах конференции, отвечая на вопросы «ЭГ». Речь, в частности, идет о реализации крупных совместных инвестиционных проектов (в авиастроении, микроэлектронике, производстве товаров широкого потребления).
Стимулирование инвестиций
Для реализации новых проектов в промышленности правительство планирует стимулировать инвестиционную активность. Минэкономики ожидает, что уже в этом году парламентом будет принят закон, где прописаны новации, которые могут заинтересовать инвесторов.
Соответствующий законопроект предусматривает стабилизационную оговорку, т.е. стабильность налогового законодательства для инвестора в течение 5 лет, а также освобождение от уплаты налога на прибыль. В документе предусмотрено и возмещение затрат инвестора (за счет бюджета) на инженерную инфраструктуру.
Кроме того, рассказал министр экономики, в проекте документа определены гарантии на госзакупку новых товаров, производство которых начнется после реализации инвестпроекта. Еще одна новация – обратный трансферт, подразумевающий возврат инвестору части потраченных средств.
Государство для реализации инвестпроектов в отдельных районах определит обратный трансферт, он будет колебаться от 10% до 35% в зависимости от величины капитальных затрат, рассказал глава Минэкономики.
«Эти новации мы предлагаем бизнесу, чтобы снизить издержки и риски реализации тех или иных проектов», – резюмировал А. Червяков.