Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перезапустить торговые отношения со странами дальней дуги

Фото: freepik.com

На прошлой неделе завершились дипломатические вояжи Александра Лукашенко и Романа Головченко. Глава государства посетил ОАЭ, Китай и ряд африканских стран, а премьер-министр – Узбекистан и Вьетнам, обозначив приоритетные направления внешней политики в дополнение к углублению интеграции со странами ЕАЭС.

Африка готова сотрудничать, но быстрого результата ждать не стоит

География дипломатических контактов первых лиц государства показывает, что в 2024 г. правительство не намерено ограничиваться поставками продукции на российский и евроазиатские рынки, а планирует активно наращивать экспорт за счет увеличения поставок в страны дальней дуги. Большие надежды возлагаются на африканские страны и южноазиатский регион – так называемые страны дальней дуги.

За прошедшие годы эти страны ближе к нам не стали, но изменились обстоятельства: если раньше в распоряжении Беларуси были рынки, расположенные в непосредственной близости и готовые покупать белорусские товары, то из-за санкций ЕС других вариантов практически не осталось. Поэтому принято решение интенсифицировать сотрудничество с теми странами, куда уже поставляется белорусская продукция и есть перспектива увеличения объема поставок.

Но необходимо учитывать специ­фику африканского рынка. Например, вообще не стоит ждать, что здесь будут рассматривать Беларусь в качестве объекта для инвестиций – в лучшем случае это поставка продукции под реализацию совместного или чисто африканского проекта с участием белорусских специалистов. Так, по словам А. Лукашенко, во время африканского турне ему неоднократно приходилось уточнять, что сотрудничество с нашей страной не является предоставлением благотворительной помощи – страна готова добросовестно работать, но на взаимовыгодной основе, за деньги. И на таких условиях в Экваториальной Гвинее стороны обозначили 15 ключевых направлений сотрудничества, например, строительство птицефабрики и комбикормового завода с поставкой белорусских технологий и техники.

Любопытно, что Зимбабве – страну, которую смело можно назвать белорусским окном на африканский континент, Александр Лукашенко не посетил, отдав предпочтение новым регионам. Напомним, в январе 2023 г. он называл предметные результаты сотрудничества Беларуси с Зимбабве – поставка более 1,8 тыс. тракторов и 80 зерноуборочных комбайнов. Оставшаяся третья часть программы предполагала тогда поставку еще 3,7 тыс. единиц тракторной техники и 60 комбайнов в течение ближайших полутора лет на общую сумму 66 млн USD. Параллельно отмечается интерес белорусской стороны к участию в разработке полезных ископаемых, однако о конкретных результатах в этом направлении известно немного.

Пока же даже по Зимбабве, где белорусские дипломаты плотно работают с 2019 г., товарооборот по итогам 2022 г. составил скромные 40 млн USD. В целом максимальный объем белорусского экспорта в Африку – свыше 400 млн USD – был достигнут в доковидном 2019 г.

В 2022 г. поставки белорусских товаров в Африку составили немногим более 200 млн USD, продемонстрировав тенденцию к снижению. Главная причина – изменение логистики калийных удобрений. До 2020 г. многие страны континента снабжались исключительно белорусской калийной продукцией. Но в августе 2023 г. постоянный представитель Беларуси при ООН Валентин Рыбаков заявил, что поставки белорусского хлоркалия в Африку парализованы из-за действий Литвы, а доля страны на африканском рынке калийных удобрений в 2022 г. упала с 42% до 3%. Фактически РБ смогла сохранить в Африке только поставки сельскохозяйственной техники, и то с разработкой альтернативных маршрутов поставок.

Безусловно, африканские страны выглядят партнерами, искренне заинтересованными в сотрудничестве с РБ, однако быстрых результатов здесь ожидать не стоит: все-таки географическая удаленность – слишком важный фактор.

Азия: заместить выпавшие поставки калия

Второй регион, в котором стремится расширить свое присутствие Беларусь, – Юго-Восточная Азия. Введение санкционных ограничений и сбой налаженных логистических маршрутов поставки калийных удобрений привели к тому, что внешняя торговля с Вьетнамом и Индией существенно снизились, и лишь в текущем году удалось восстановить просевшие объемы.

Так, в 2021 г. товарооборот с Вьетнамом составил 200,3 млн USD, в 2022 г. – 180 млн USD, за 9 месяцев 2023 г. – более 200 млн USD. С Индией в 2021 г. Беларусь наторговала на 566,6 млн USD, а товарооборот в 2022 г. оценивается на уровне 110–130 млн USD.

Именно поэтому в риторике правительства в отношении данных стран так часто звучат мотивы о перезапуске отношений – Беларусь не готова уходить с данных рынков и работает над тем, чтобы обеспечить экспорт если не калийных удобрений, то других товарных позиций. Безусловно, РБ есть что предложить и этому региону, однако спектр вариантов гораздо уже, чем в Африке, а расстояние тоже неблизкое. Если для калийных удобрений такая длина логистического плеча была нормой, то доставка других товарных групп может быть просто нецелесообразной. Зато на рынках этих стран востребованной остается белорусская техника, особенно специальная карьерная.

***

С одной стороны, безусловно, похвально, что даже в непростых экономических условиях правительство не замыкается на ближайших соседях и не продолжает выстраивать одновекторную модель внешней торговли, а стремится расширить географию экспорта, рассматривая все доступные варианты. С другой – ситуацию по-прежнему трудно назвать простой: за пределами евразийского региона остается не так много стран, которые могут быть рынком для сбыта белорусской продукции с объемом экспорта от 100 млн USD в год.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by