Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Юридическим лицам
01.02.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

2002 ГОД: ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ

1. Платежи за землю С 2002г. от платы за землю освобождаются земли историко-культурного назначения и земли, занятые историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, при условии выполнения их соб...

1. Платежи за землю

С 2002г. от платы за землю освобождаются земли историко-культурного назначения и земли, занятые историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия. Таким образом, начиная с 2002г. никакие другие списки, в том числе списки областей и г.Минска по указанным ценностям, кроме Государственного списка, не могут служить основанием для освобождения от платы за землю.

Дополнением, внесенным в ст.18 Закона "О платежах за землю", установлено, что налогом не облагаются земельные участки, предоставленные государственным эксплуатационно-строительным организациям, занятые прибрежными полосами, являющиеся природоохранной территорией с режимом ограниченной хоздеятельности, а также земельные участки, переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период строительных и ремонтно-эксплуатационных работ. Вместе с тем следует обратить внимание плательщиков, что об этом изложено в абзацах 5 и 6 п.33 Инструкции о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами, утв. постановлением ГНК от 2000-04-18г. N 33. То есть фактически плательщики налога пользовались этой льготой и в 2000--2001 гг.

Кроме того, освобождаются от уплаты земельного налога не только ЖСК и ГСК, садоводческие и садово-огороднические товарищества, но и жилищные кооперативы, жилищно-эксплуатационные, коммунальные предприятия (объединения, организации), молодежные жилищные комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков, товарищества собственников в части площади земель, приходящейся на граждан, имеющих право на льготы в соответствии со ст.19 названного Закона. Порядок расчета площади, приходящейся на граждан перечисленных организаций, изложен в п.40 указанной Инструкции.

С 2002г. земельный налог не платят военнослужащие срочной службы за участки, предоставленные им в соответствии с законодательством для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, дачного и гаражного строительства, садоводчества и огородничества.

Обратим особое внимание на то, что начиная с января 2002г. юридические лица, имеющие право на льготы по земельному налогу (а это льготы, предусмотренные ст.ст.18 и 19 Закона), в случае сдачи (независимо от сроков) в аренду зданий (помещений), кроме их сдачи в аренду бюджетным организациям, уплачивают земельный налог исходя из площади, переданной в аренду (пользование). С землевладельцев (землепользователей) и собственников земельных участков, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается налог с площади, переданной в аренду (пользование). По вопросам аренды зданий с земельными участками следует руководствоваться ст.ст.621--626 ГК и ст.ст. 43--48 главы 8 Кодекса РБ о земле.

Вместе с тем плательщики земельного налога должны иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст.44 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" в этом году местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки, предоставлять отдельным плательщикам льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты земельного налога как юридическим, так и физическим лицам. Так, например, Минский горсовет решением от 2002-01-11г. N 219 "О бюджете города Минска на 2002 год" утвердил повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога и арендной платы по пяти экономико-планировочным зонам города в размере от 1 до 5 (в 2001г. от 1 до 2), а также установил срок уплаты этих платежей юридическими лицами ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. За ноябрь -- декабрь 2002г. налог надо уплатить не позднее 2002-12-20г.

2. Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости

Как и в прошлом году, чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости уплачиваются единым платежом в размере 5% от фонда заработной платы (далее -- единый платеж от ФЗП). При этом 75% из поступающих сумм единого платежа (в 2001г. -- 80%) направляются в счет чрезвычайного налога и 25% (в 2001г. -- 20%) -- в счет обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости.

Перечень юридических лиц, освобожденных от уплаты единого платежа, дополнен. Так, в 2002г. впервые такая льгота распространяется на:

юридические лица, созданные или находящиеся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, -- в части объемов выполненных работ (оказанных услуг) малообеспеченным категориям граждан в сельской местности. Перечень указанных работ (услуг) утверждается облисполкомами;

юридические лица, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность за пределами РБ и зарегистрированные в качестве налогоплательщиков иностранных государств, -- в части средств, полученных от осуществления этими филиалами и другими обособленными подразделениями предпринимательской деятельности за пределами Беларуси.

Обратим особое внимание, что аналогичная льгота введена в 2002г. по местным целевым сборам и республиканскому единому платежу.

На 2002г. сохранен установленный Совмином состав ФЗП для исчисления единого платежа, т.е. в текущем году следует пользоваться составом ФЗП для расчета обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом, утв. постановлением Совмина от 2000-05-25г. N 753 с изменениями и дополнениями от 2001-01-12г. N 49.

Названные отчисления уплачиваются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством, за исключением организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов. По указанным организациям они уплачиваются в размере 0,5% (в 2001г. ставка отчислений составляла 1% от ФЗП), т.е. размер платежа для бюджетных организаций уменьшился наполовину.

3. Платежи в местные целевые бюджетные фонды (местные целевые сборы)

В 2002 году в основном сохранен состав плательщиков и ставка местных целевых сборов (2,5%). При этом обратим внимание, что в 2002г. плательщиками целевых сборов законодательно закреплены иностранные юридические лица, тогда как в прошлом году они уплачивали целевые сборы на основании Декрета Президента от 2001-06-18г. N 19 только с 1.07.2001г. по 2001-12-31г.

От начисления и уплаты местных целевых сборов в 2002г. освобождены те же юридические лица, что и в прошлом году. Кроме того, в число льготников вошли те же юридические лица, что и по чрезвычайному налогу и обязательным отчислениям в государственный фонд содействия занятости.

4. Платежи в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и республиканский дорожный фонд (республиканский единый платеж)

В 2002г. остался неизменным состав плательщиков и ставка республиканского единого платежа (2%). В этом платеже суммы отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды составляют по 50%.

Отметим, что в текущем году иностранные юридические лица уплачивают республиканский единый платеж начиная с расчета за январь 2002г. в размере 2%, тогда как в 2001г. они исчисляли и вносили этот платеж с 1.01 по 2001-06-30г. в размере 1% и с 1.07 по 2001-12-31г. -- 2%.

Плательщикам следует обратить особое внимание на то, что с 2002г. вместо уплаты отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды уплачивается налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды.

Что касается освобождения от республиканского единого платежа, а также исчисления этого платежа с учетом особенностей деятельности отдельных юридических лиц, то они сохранены в полном объеме и на 2002г.

Вместе с тем дополнительно освобождены от уплаты республиканского единого платежа те же юридические лица, что и по местным целевым сборам и единому платежу.

Кроме того, в 2002г. освобождены от исчисления и уплаты указанного платежа только в части налога с пользователей автомобильных дорог (т.е. в размере 1%): организации по объемам фактически выполненных работ по строительству домов (квартир) для производителей сельхозпродукции; юридические лица общественных объединений "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", "Белорусское общество инвалидов" и "Белорусское общество глухих", в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности работников в среднем за отчетный период.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений