Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Финансы
28.01.2003 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зарубежные эксперты рекомендуют снижать госрасходы

С 20 по 27 января в Беларуси работала группа экспертов Всемирного банка под руководством Джона Литвака, старшего экономиста по Украине и Беларуси экономического управления региона Европы и Центральной Азии...
С 20 по 27 января в Беларуси работала группа экспертов Всемирного банка под руководством Джона Литвака, старшего экономиста по Украине и Беларуси экономического управления региона Европы и Центральной Азии.

Основная цель визита -- обсуждение с правительством основных положений проекта Обзора государственных расходов, а также последующей разработки и реализации плана действий, направленных на повышение эффективности системы. Соответствующая аналитическая работа экспертов ВБ и МВФ началась в апреле 2002г. в сотрудничестве с межведомственной рабочей группой во главе с первым заместителем министра финансов Анатолием Свержем.

Представляя на пресс-конференции проект документа, члены миссии МВФ и ВБ отметили в первую очередь высокий уровень бюджетных и внебюджетных государственных расходов Беларуси. "Сейчас размер бюджетных и квазифискальных расходов достигает в стране 60% от ВВП, что отражает высокий уровень налогового бремени", сообщил постоянный представитель ВБ в Беларуси Вадим Воронин. При этом он отметил, что это не только проблема нашей страны. Например, особенно остро она в настоящее время стоит перед Германией. Однако это не снижает ее актуальности для нашей страны.

В свою очередь глава миссии Всемирного банка Джон Литвак высказал мнение, что белорусскому правительству необходимо концентрировать усилия на консолидации в бюджете всех источников государственного финансирования, пересмотре существующих госпрограмм, совершенствовании бюджетного процесса. "Чтобы не жертвовать социальными программами белорусского правительства, необходимо повысить эффективность госрасходов, что позволит достичь тех же целей за меньшие деньги", -- сказал глава миссии ВБ. Он отметил, что доля госрасходов в Беларуси слишком высока по сравнению с соседними странами, например Россией и Украиной. Все это отражается на увеличении налогового бремени, что ставит под угрозу конкурентоспособность белорусской экономики и ее дальнейшее развитие. Д.Литвак подчеркнул, что обзор госрасходов -- не конечная цель, "главное -- в дальнейшем сотрудничать по делу". По словам же А.Свержа, правительство осознает проблему. "Мы понимаем, что налоговая нагрузка велика, но перед тем как ее снижать, нужно выявить пути сокращения госрасходов", -- отметил он.

Касаясь темы сотрудничества Беларуси с международными финансовыми организациями нельзя не упомянуть и о предстоящей ежегодной миссии МВФ в нашу страну. Ее целью будет изучение экономического развития нашей страны в минувшем году, а также оценка планов на текущий год. В то же время, как сообщил директор департамента МВФ Томас Ричардсон, миссия планирует обсудить с правительством возможность начала в нашей стране новой программы мониторинга. "Хотя мы и не рассчитываем на согласие белорусских властей на это", заметил он. Без подобной программы речь о выделении финансовой помощи Беларуси не идет.

С другой стороны, МВФ планирует увеличить количество технической помощи, предоставляемой нашей стране. В качестве примера Т.Ричардсон привел планы Беларуси и России о введении единой валюты. МВФ, по его словам, имеет большой опыт в создании валютных союзов. Он отметил, что жесткая привязка валюты не является панацеей от всех экономических бед и требует проведения правительством жесткой бюджетно-налоговой политики. Показателен в этом случае пример Аргентины, где несоответствие денежно-кредитной и фискальной политик привело в итоге к финансовому кризису.

Представитель МВФ также поделился предварительной оценкой параметров развития экономики Беларуси в 2003г. Он назвал их, с одной стороны, очень амбициозными, а с другой -- наоборот, заниженными. В частности, Т.Ричардсон отметил, что эксперты МВФ считают слишком оптимистичными планы правительства по темпам экономического роста и объемам иностранных инвестиций. В свою очередь, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики слишком "мягкие" для достижения поставленных целей.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений