Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
25.08.2017 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Залог может быть заменен

В обеспечение исполнения денежного обязательства между сторонами заключен договор залога товаров в обороте, которым предусмотрено, что в случае реализации заложенных товаров третьим лицам должник (залогодатель) вправе восполнить предмет залога либо товарами с аналогичными родовыми признаками, либо конкретным индивидуально определенным движимым имуществом.

1. Правомерно ли названное условие договора?

2. С какого момента в таком случае возникает залог в отношении конкретного индивидуально определенного движимого имущества?

1. Да, правомерно.

В соответствии с п. 1 ст. 315 ГК в силу залога кредитор по обе­спеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 338 ГК залогом товара в обороте признается залог товаров с оставлением их у залогодателя и предоставлением залогодателю права изменять состав и натуральную форму заложенного имущества (товарных запасов, сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п.) при условии, что их общая стоимость не становится меньше указанной в договоре о залоге.

Пунктом 2 ст. 338 ГК установлено, что товары в обороте, отчужденные залогодателем, перестают быть предметом залога с момента их перехода в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление приобретателя, а приобретенные залогодателем товары, указанные в договоре о залоге, становятся предметом залога с момента возникновения у залогодателя права собственности на них, хозяйственного ведения или оперативного управления. Из бук­вального толкования приведенной нормы следует, что товары в обороте, отчужденные залогодателем, могут быть заменены на товары, указанные в договоре о залоге.

Отсюда следует, что стороны договора залога вправе по своему усмотрению определить в нем условие о том, что товары в обороте, отчужденные залогодателем, могут быть заменены либо товарами с аналогичными родовыми признаками, либо конкретным индивидуально определенным движимым имуществом.

2. По общему правилу вновь приобретенная залогодателем индивидуально определенная вещь (взамен отчужденных товаров в обороте) становится предметом залога с момента приобретения на нее залогодателем права собственности.

Пунктом 2 ст. 338 ГК установлено, что товары в обороте, отчужденные залогодателем, перестают быть предметом залога с момента их перехода в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление приобретателя, а приобретенные залогодателем товары, указанные в договоре о залоге, становятся предметом залога с момента возникновения у залогодателя на них права соб­ственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

С приведенной нормой кор­респондирует норма п. 6 ст. 321 ГК, согласно которой допускается залог вещей и имущественных прав, приобретаемых залогодателем в будущем.

В силу ч. 4 п. 5 постановления Президиума ВХС от 27.10.2010 № 42 «О некоторых вопросах обращения взыскания на заложенное имущество» (далее – постановление № 42), если договором о залоге предусмотрен залог вещей или имущественных прав, которые залогодатель приобретет в будущем (п. 6 ст. 321 ГК), право залога возникает у залогодержателя с момента приобретения залогодателем соответствующего имущества.

Вместе с тем необходимо помнить, что право залога в от­ношении индивидуально ­опре­деленной вещи (очевидно, в том числе той, которая поступит залогодателю в будущем, а также взамен реализованных товаров в обороте) возникает только тогда, когда оно с достаточной степенью иден­тифицировано в договоре залога. То есть если стороны конкретизировали в договоре параметры индивидуально ­оп­ределенного имущества (пред­мет и стоимость такого имущества в соответствии с п. 1 ст. 320 ГК) и в последующем залогодатель приобрел индивидуально определенное имущество, пол­ностью соответствующее дан­ным параметрам, то оно в силу п. 6 ст. 321 ГК, п. 2 ст. 338 ГК, ч. 4 п. 5 постановления № 42 становится предметом залога с момента приобретения залогодателем права собственности на него.

Если же залогодатель приобрел индивидуально определенную вещь, которая отличается по параметрам, указанным в договоре залога (например, по стоимости по сравнению с той, которая указана в договоре), то рекомендуется заключить соответствующее дополнительное со­глашение к договору залога. В таком случае, право залога в отношении индивидуально-определенного имущества воз­никнет с момента заключения дополнительного сог­лашения, в котором будут указаны точные предмет и стоимость приобретенного залогодателем имуще­ства.

Иной вывод противоречил бы ч. 2 п. 5 постановления № 42.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by